Семинар состоялся в день российской науки. Именно 300 лет назад в 1724 году по распоряжению Петра I был издан указ об открытии в России академии наук и художеств. И этот знаменательный день Николай Евгеньевич Веракса и Николай Николаевич Вересов решили провести очередную интеллектуальную дискуссию.
Прежде чем приступить к основной теме Н.Н. Вересов рассказал участникам семинара историю создания просветительского цикла, посвященную работам Л.С. Выготского и его культурно-исторической теории, которая объединяет несколько поколений ученых не только России, но и во всем мире. Культурно-историческая теория возникла примерно 100 лет назад. Сейчас другое время, другая жизнь, другие реальности, информационные технологии и возникает вопрос: не устарела ли эта теория? Ответ ученых: нет не устарела. Любая теория, которая базируется на фундаментальных законах устареть не может. Теория Ньютона совершенно не устарела, как существовали три закона механики, так и существуют до сих пор. Теории меняют друг друга, но фундаментальные теории сохраняются.
С теорией Л.С. Выготского, произошла интересная история, за последние 20 - 25 лет постепенно стали появляться в разных источниках, сборниках, журналах, тексты работ Выготского, которые были ранее неизвестны, они хранились в архивах, когда – то были напечатаны, но не перепечатывались. И когда они стали доступны, то ученые открыли Л.С. Выготского для себя совершенно другого, более глубокого, и с точки зрения новой реальности, вдруг неожиданно увидели насколько мощной, глубокой и целостной была эта теория. А главное идеи Выготского являются актуальными и для сегодняшнего дня. Именно поэтому, возникла новая волна интереса во всем мире к работам ученого.
Тема сознания по мнению Н.Е. Вераксы, идет из философской традиции понятий. Если мы возьмем Декарта, то он считал, что психика человека - это фактически его сознания. А если мы перейдём от Декарта к Джон Локку, то он тоже разделял этот тезис, и считал, что психика исчерпывается сознанием. В науке, к началу 20 века, предмет психологии сформулировался как предмет сознания.
Сознание не такая простая вещь. Сознание человека является не естественным, не природным образованием, а культурным. Культура человека, технические средства, языки составляют из себя вторую природу человека, но не натуральную, а культурную природу. Благодаря исследованиям Л.С. Выготского тема сознания стала отделяться как самостоятельная форма отражения от остальной психики.
В рамках семинара Н.Е. Веракса и Н.Н. Вересов обсудили такие вопросы как:
- Чем отличается психика человека от животного?
- Ребенок рождается с сознанием или без сознания?
- Где располагается сознание?
- Память это культурное или натуральное развитие?
- Ученые, создавая искусственный интеллект, пытаются сделать его культурным или натуральным?
- Куда девается натуральное развитие сознания?
- Непроизвольное внимание развивается или остается неизменно, как дано человеку?
Ответы на эти и другие вопросы вы сможете узнать, посмотрев запись семинара.