МПАДО - Интервью
         

«ФГТ – инструмент обеспечения качества дошкольного образования». Интервью Оксаны Алексеевны Скоролуповой журналу "Современное дошкольное образование. Теория и практика".

Оксана Алексеевна Скоролупова, заместитель начальника отдела нормативного регулирования в общем образовании Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, принимала участие в работе круглого стола, организованного журналом после введения ФГТ, разъясняла на какие положения документа нужно обратить особое внимание. Мы попросили Оксану Алексеевну рассказать, как на данном этапе идет реализация ФГТ, с какими сложностями сталкиваются педагоги.

– Оксана Алексеевна, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) были приняты почти два года назад. Как их введение сказывается на качестве дошкольного образования?

– Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (будем называть их ФГТ) как раз и являются инст­рументом обеспечения качества дошкольного образования. Ими задан обязательный минимум, освоение которого мы должны обеспечить для любого ребенка, в любом детском саду. В ФГТ четко расписаны задачи каждой образовательной области, а это позволяет, в свою очередь, избегать существующей в некоторых детских садах порочной практики искусственной акселерации, «забегания вперед», попыток освоить в дошкольном возрасте программы первого класса.

По социологическим опросам, наши родители как раз более всего нацелены на развитие ребенка в детском саду, а ФГТ дают возможности такого развития.

Внедрение ФГТ обеспечивает каждому ребенку тот самый «равный старт», который позволит ему успешно обучаться в школе.

- У воспитателей возникает много вопросов по программам. По каким программам можно работать? От каких нужно отказываться?

– Насколько я помню, этот вопрос мы с вами уже обсуждали год назад. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе федеральных требований будут разработаны (и уже разрабатываются) Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования. И уже на основе ФГТ и одной из примерных программ каждое дошкольное учреждение разрабатывает и утверждает свою основную общеобразовательную программу дошкольного образования, назовем ее образовательной программой.

В настоящее время в отсутствии примерных основных общеобразовательных программ образовательному учреждению весьма сложно сделать выбор авторских образовательных программ, а также методических пособий и технологий, необходимых для разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования 
в соответствии с ФГТ.

Таким образом, повышается ответственность органов управления образованием и муниципальных методических служб, которые ре­комендуют дошкольным образовательным учреждениям программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. На них же возлагается обязанность организации обучения педагогов по вопросам введения в дейст­вие ФГТ, а также разработки и реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования на курсах повышения квалификации и через другие формы работы с кадрами – организацию проблемных семинаров, конференций, консультаций, обмена педагогическим опытом.

В настоящее время ведется разработка проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Важно, что в данный законопроект включены положения о наделении Министерства образования и науки Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня соответствующих примерных основных образовательных программ. Данный перечень будет утверждаться по результатам экспертизы таких примерных программ. Любая из сущест­вующих или вновь разрабатываемых сейчас программ для включения в указанный перечень также будут обязаны пройти экспертизу.

До введения такой экспертизы и утверждения на ее основе перечня примерных основных общеобразовательных программ ни одной комплексной программе дошкольного образования (существующей или вновь созданной) не может быть официально присвоен статус примерной основной общеобразовательной программы (даже если авторы программы ее так называют).

– Когда ожидается создание экспертного совета, который будет определять, соответствует ли программа ФГТ? Кто в него войдет? Можно ли утверждать, что экспертиза программ будет независимой?

– После вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Он сейчас находится в Правительстве Рос­сий­ской Федерации, вскоре будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Только тогда мы разработаем порядок проведения экспертизы. Думаю, лишь после этого можно будет ответить на ваши вопросы. Могу заметить, что к разработке порядка будем привлекать экспертов в сфере дошкольного образования, с тем, чтобы порядок был работающим, действенным и обеспечивал независимость экспертизы.

– Как изменится работа детских садов в связи с принятием ФГТ к условиям реализации программы дошкольного образования? Как вы оцениваете этот документ?

– ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы мы утвердили для того, чтобы каждому ребенку обеспечить качественные условия получения дошкольного образования, в каком бы детском саду – городском или сельском, компенсирующего вида или центре развития ребенка – ребенок это образование ни получал. ФГТ к условиям – это ориентир и для учредителей ДОУ, и для педагогического коллектива, и для родителей в части того, какие условия должны быть созданы для детей в любом дошкольном учреждении.

– Почему практически не развивается сектор негосударственного дошкольного образования? Руководители частных ДОУ жалуются, что они не ощущают поддержки Министерства – не имеют налоговых льгот, с ними неохотно работают методические объединения. Развивая негосударственный сектор дошкольного образования, можно было бы в значительной степени решить проблему очередности в детские сады.

– А какой поддержки руководители частных детских садов ждут от Министерства? В соответствии с законодательством Министерство не наделено полномочиями ни по финансированию, ни по организации курсов повышения квалификации для негосударственных детских садов, ни, тем более, по их методическому сопровождению. Поддержки нужно искать на региональном или местном уровне.

На федеральном уровне основы такой поддержки мы создали. Федеральным законом от 28 февраля 2012 г. №10-ФЗ установлены обязательства государства по оказанию содействия обучению граждан в негосударст­венных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государст­венных требований. Это значит, что за счет средств местных бюджетов или бюджетов субъектов Российской Федерации с 1 июля 2012 года (именно с этой даты указанный Закон вступает в силу) будут финансироваться расходы на реализацию основной общеобразовательной программы в рамках ФГТ. Если ребенок в негосударственном детском саду осваивает 10 образовательных областей, заложенных в ФГТ, на это выделяются бюджетные средст­ва, любой набор дополнительных услуг – образовательных, связанных с содержанием или медицинским обслуживанием – уже за счет родителей.

А в общем, я думаю, ответ на ваш вопрос очень прост. На рынке негосударственных услуг дошкольного образования действует закон спроса и предложения. Негосударственные дошкольные учреждения будут активно развиваться только тогда, когда у граждан будет устойчивый спрос на их услуги. А спрос возникнет, если услуги будут качественными и доступными в финансовом отношении. Насчет финансовой доступности мы позаботились, разработав указанный Закон. На региональном и местном уровнях негосударственным детским садам могут помочь с арендой и льготным налогообложением. А вот качество предоставляемых услуг зависит целиком и полностью от самих учреждений.

– Оксана Алексеевна, сейчас много говорится о качестве дошкольного образования. Для этого необходимо, чтобы в дошкольные учреждения пришли работать высококвалифицированные специалисты. Но они не идут, потому что в ДОУ низкая заработная плата. Как Министерство планирует решить эту проблему? Когда воспитатели детских садов будут получать достойную заработную плату, соответствующую их квалификации?

– Этот вопрос также неоднократно обсуждался и комментировался. Повторю еще раз. В Российской Федерации существует четко установленное законодательством разделение полномочий в сфере дошкольного образования. Регионам и муниципалитетам у нас предоставлены достаточно широкие полномочия, в связи с чем у них есть много обязанностей. Прошли те времена, когда из федерального центра всем назначалась одинаково маленькая (но все же одинаковая!) зарплата. Сейчас на федеральном уровне устанавливается только минимальный размер оплаты труда.

В соответствии с законодательством Российской Федерации организация общедоступного дошкольного образования – полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, включая вопросы финансового обеспечения деятельности муниципальных ДОУ, в том числе в части расходов на оплату труда работников указанных учреждений (положения части 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 2 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

К полномочиям субъекта Российской Фе­де­рации относится выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований с тем, чтобы они могли реализовать возложенные на них полномочия; организация деятельности государственных ДОУ субъекта Российской Федерации, включая финансовое обеспечение их деятельности (положения Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», часть 5 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут направлять средства региональных бюджетов либо в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, либо в виде субвенций на выплату установленных на региональном уровне доплат и надбавок к заработной плате (статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Учитывая законодательно установленное разделение полномочий, Президент Российской Федерации и Правительство Рос­сий­ской Федерации дают поручения по увеличению заработной платы именно субъектам Российской Федерации. И таких поручений было уже немало. И Российская Федерация готова поддерживать те субъекты, которые направляют собственные средства на повышение заработной платы работников дошкольного образования. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, при недостаточности собственных источников финансирования бюджеты субъектов Российской Федерации вправе получить финансовую поддержку из федерального бюджета в порядке компенсации дополнительных расходов через фонд компенсаций и фонд софинансирования. Указанные фонды формируются при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Вместе с тем, вопросы повышения заработной платы работников бюджетной сферы в целом и заработной платы работников дошкольного образования, в частности, находятся в зоне пристального внимания руководства страны.

В. В. Путин, выступая на расширенном заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления (Псков, 23 мая 2011 года), сказал: «Мы с вами развиваем демографическую программу, решаем демографическую проблему и добились положительных тенденций. Но если с детскими садами не будем решать проблему, это будет серьезным инфраструктурным ограничением». Отмечая важную роль кадрового потенциала в развитии системы дошкольного образования, В. В. Путин подчеркнул: «Заработная плата воспитателей в детских садах находится на крайне низком уровне. Я все понимаю, денег всегда не хватает, много проблем, но эта все-таки – одна из существенных, одна из важнейших. Считайте, что это часть демографической программы. Я вас прошу обратить на это внимание».

Одним из первых нормативных актов, изданных В.В. Путиным в должности Президента Российской Федерации, стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В данном Указе Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответ­ствующем регионе.

Как видите, Президент Российской Феде­рации, действуя строго в рамках законодательства, возлагает ответственность за повышение заработной платы на органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако их деятельность по исполнению Указа Президента Российской Федерации будет на постоянном контроле у Правительства Российской Федерации.

– Известно, что качество дошкольного образования зависит от квалификации педагога. Сейчас этому вопросу уделяется значительное внимание. Действуют различные курсы повышения квалификации, стажировочные площадки, проводятся семинары и вебинары, конференции. Участвуя в них, воспитатели получают различные документы, сертификаты, свидетельства. Однако в детских садах не все документы считают действительными. К нам поступает много вопросов, почему не признаются те или иные сертификаты? Как быть воспитателям – они квалификацию повысили, а руководство не хочет это признавать. Есть ли какая-то градация сертификатов, свидетельств? Например, в Московской области рассылается перечень институтов, сертификаты которых признаются. Однако в этом списке отсутствуют некоторые институты федерального значения. Почему?

– За министерство образования Мос­ков­ской области я отвечать не буду. Этот вопрос вам лучше адресовать непосредственно составителям перечня учреждений повышения квалификации, документы которых признаются.

Я могу отметить следующее. Федеральными государственными требованиями к услови­ям реализации основной общеобразовательной программы (утверждены приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. №2151, зарегистрированы в Минюсте России 14 ноября 2011 г., регистрационный №22303) установлено, что непрерывность профессионального развития педагогических работников ДОУ обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам. Ключевые слова здесь – «имеющих лицензию».

Таким образом, профессиональная переподготовка или повышение квалификации педагога могут учитываться только тогда, когда они получены в образовательном учреждении, имеющем лицензию. При этом не имеет значения, является ли это образовательное учреждение государственным или частным, – важно, чтобы оно имело лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам для педагогов дошкольного образования.

Это не значит, что педагоги не имеют права пройти обучение на семинаре у автора какой-либо программы или прослушать лекции психолого-педагогического цикла, организованные в частном порядке. Если это необходимо педагогу для самообразования, то никто не может ему это запретить. Свидетельство или справку о том, что он прослушал семинар или лекцию, педагог добавляет в свое портфолио. Но учитываться для повышения квалификации данные справки или удостоверения не будут.

Интервью журнала "Современное дошкольное образование. Теория и практика" (http://sdo-journal.ru/)