Очередной вопрос пятилетней дочери поверг меня в ступор.

- Не знаешь?

 - Нет.

- Ну, посмотри в интернете.

Вот! И от этого не спрятаться – не скрыться. Интернет вокруг нас, компьютеры, планшеты, смартфоны и прочие гаджеты заполонили все пространство. Мы читаем в интернете, учимся на онлайн-курсах, общаемся в социальных сетях. Да чего там говорить, даже вопросы, касающиеся собственного ребенка, решаем с воспитателем в чате.

Нет, достоинства такой удобной и «умной» жизни мы нисколько не умаляем. Записываемся к врачу, оплачиваем услуги и покупаем товары, имеем возможность смотреть хорошие фильмы и познавательные программы. Но все хорошо в меру. Особенно в том, что касается детей, их доступа, досуга, обучения и воспитания посредством информационно-коммуникационных технологий. Как определить эту меру? Как дать ребенку строго то, что соответствует его возрасту и развитию?

И только ли компьютеры и современные средства связи входят в понятие ИКТ?

На вопросы о проблемах, перспективах, задачах и целях использования ИКТ в дошкольном образовании отвечает ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН и Минэкономразвития России, член Рабочей группы по развитию информационного общества в России Общественной палаты РФ Ирина Ильинична Комарова.

- Ирина Ильинична, как используются ИКТ в дошкольном образовании?

Прежде, чем говорить, как они используются, следует рассмотреть, что из себя представляют информационно-коммуникационные технологии, или как формулирует закон об образовании «информационно-телекоммуникационные технологии». Большинство из нас под ИКТ понимают компьютер в сети Интернет. В таком смысле ИКТ используются, к счастью не очень активно как детьми, так и педагогами.

Если же мы рассматриваем ИКТ в широком смысле слова как все то, что можно включить нажатием кнопки, -- плееры, проигрыватели, видео-аудио носители, телевизоры и многое другое, -- то они практически не используются!

Список ИКТ постоянно расширяется. Сегодня он пополняется музыкальными инструментами, новыми гаджетами и коммуникаторами.

Таким образом, если говорить о функциях ИКТ в ДОО, то они достаточно обширны: управленческая, коммуникационная, информационная, образовательная и т.д. Из них только образовательная относится непосредственно к детям и то не в полном объеме.

- Смартфоны и планшеты для просмотра мультфильмов, игр, рисования тоже входят в перечень ИКТ?

 - Да. Точно так же, как компьютер, как системы видеонаблюдения и как телевизор или экран и относятся к так называемым экранным средствам ИКТ. Сегодня уже никто не оспаривает, что ими наносится детям колоссальный вред. При этом ухудшение зрения является самым незначительным фактором, хотя среди родителей и воспитателей бытует мнение, что ухудшение зрения – основная опасность.

Американские педиатры утверждают, что телевизор, компьютер, планшет разрешены детям только после трех лет и то в минимальных количествах. А канадские исследователи, например, считают, что бесконтрольный просмотр телевизора приводит к истончению костной массы у ребенка.

- Ирина Ильинична, а есть ли все-таки какие-то нормы? Например, посадить ребенка за компьютер в пять, шесть лет и строго дозировать его деятельность. Ведь есть же масса не развлекательных, а обучающих программ.

- Нормы есть, как правило, везде, однако регулируют они далеко не все и далеко не везде. – Страны, где развитие экранных технологий началось раньше, раньше обнаружили наносимый ими ущерб. У них были введены более строгие ограничения использования ИКТ. Кроме того, эти нормы ограничивают использование технологий только в дошкольной организации, а не в семье, где ребенок остается уязвимым к воздействию техники.

В ограничении доступа малыша к компьютеру роль играют, скорее, традиция и этические нормы. Например, мы все знаем, что излучение СВЧ отрицательно действует на человеческий организм, но продолжаем использовать ее, так как это удобно. Точно так же решается вопрос с телевизором, планшетом, компьютером. Правда, в случае с телевизором, далеко не все родители знают об их отрицательном эффекте.

Многие запреты и табу вырабатываются гражданским и профессиональным сообществом, -- родителями, педиатрами, работниками телевидения, режиссерами и др., прежде чем принимаются на государственном уровне.

- Тогда какие средства ИКТ наиболее приемлемы в дошкольном образовательном учреждении, в семье, где есть маленький ребенок?

- Неэкранные. К сожалению, сейчас совсем забыли о радио. А вот, например, в Латинской Америке оно является одним из средств обучения. Давайте вспомним какую роль играло радио всего два-три десятилетия назад. Какие чудные были передачи и для дошколят, и для ребятишек постарше. И познавательные, и развлекательные. Я уж не говорю про утреннюю гимнастику, на которой выросло не одно поколение…

- Ирина Ильинична, а как же аудиодиски? Со всевозможными песенками, сказками… Почему же они не используются?

- Сегодня, наряду с существовавшими ранее, появилось множество новых средств воспроизводства. К радиоточкам, виниловым пластинкам, магнитофонам, добавились плееры, телефоны, компьютеры и прочие средства. Новые средства более мобильны. С их помощью запись можно слушать, не сидя под приемником, а в любой точке. Поневоле диски воспринимаются уже как более архаичный носитель информации и часто не принимается в расчет. Однако в немилости не только диски. По данным Министерства образования, даже те ресурсы, которые дают методики об использовании компьютера и находятся в сети в свободном доступе, используются всего на 8-10 процентов.

В то же время в разработку этих ресурсов вложены колоссальные силы и средства. Наверное, мы сейчас подходим к тому моменту, когда необходимо создавать четкие программы медиа-образования. Этот термин принят в международном педагогическом сообществе. Но я бы сказала иначе: электронное источниковедение.

- Что это такое?

- Это наука об источниках. Книжных, например. Есть графические, кино-источники, фото-материалы. И даже зона раскопок археологов – это тоже источник.  В электронном источниковедении источником является цифровой ресурс, который необходимо описывать не только как средство коммуникации, но и информацию, которая необходима детям. То есть нужны совершенно четкие методические пособия по ресурсам, их распределение с точки зрения того, где это может быть использовано. Опять же, в интернете имеется много чрезвычайно полезных для работников системы дошкольного образования ресурсов: разработки игр-занятий, сценарии праздников, подборки стихотворений. Эти материалы тем ценнее, что достать их в печатном виде не представляется возможным. Таких ресурсов очень много, и они сильно различаются по качеству, а отобрать лучшие могут только специалисты. Обычные пользователи часто испытывают большие трудности, например, найти неискаженные тексты сказок.

- А есть ли опасность, что ребенок, чувствуя легкость в получении информации, знаний из обучающих компьютерных программ, не всегда глубоких к сожалению, просто «нахватается по верхам»? То есть, достаточных для того, чтобы блеснуть эрудицией, скажем, в кругу друзей, но совершенно недостаточных для «образованности».

-Этот вопрос скорее относится к школьному, чем дошкольному возрасту.

Гораздо большая опасность в том, что экран обладает гипнотическим действием. Вот одно из наблюдений: малыш может смотреть интересный мультфильм по телевизору и при этом реагировать на что-то еще. Но как только начинается реклама, он превращается на пять минут, образно говоря, в зомби. Дети не защищены. И если с более старшими детьми мы могли бы проводить занятия по медиа-образованию, учить их защищаться от этого, то малышам сложно это объяснить.

 Еще одна большая опасность: классификация передач 0+ - это условность. Новости, например, влияют на ребенка так же плохо, как и просмотр боевиков и спортивных передач, которые принято смотреть всей семьей.

Очень часто сталкиваемся с тем, что ребенок до пяти лет, смотря любое кино, воспринимает все происходящее на экране как происходящее с ним. Отсюда кошмарные сны, расстройство психики. Если говорить об интернете, то, к сожалению, в большинстве семей компьютер выполняет функцию няни. И не всегда просматриваемые страницы контролируются. 

- Ирина Ильинична, узнав о таких опасностях, проблемах, которые могут возникнуть, любой родитель готов сказать: «Может ну его, этот технический прогресс! Давайте как раньше – воспитывать и учить по книжкам, картинкам, рисовать, читать, рассказывать».

- Ничто не заменит ребенку укачивание мамой, а не электронными качелями. Ничто так не отложится в голове, как прочитанная бабушкой книжка с картинками. И уж конечно с ребенком обязательно нужно разговаривать. А то, что именно рисование развивает мелкую моторику – это давно доказанный факт (кстати, известно ли родителям зачем нужно развивать мелкую моторику?).

Давно установлено, что наилучшим вариантом использования компьютерных технологий детьми является следующий:

От 0 до 3 взрослый оберегает детей от компьютера.

ОТ 3 до 5. – знакомит ребенка с функциями компьютера.

От 5 до 7 – использование компьютера исключительно для обучающих программ по математике и языку.

Кроме того, очень распространены сейчас книги, создаваемые вместе с детьми, в единственном экземпляре. Фотографии, позволяющие сохранить памятные мгновения. Сайты, разработанные специалистами, из разряда «собери картинку» и тому подобное. Различные проекторы, интерактивные доски. Никто же не говорит, что это опасно или плохо.

Самое главное, очень тонко и ответственно подходить к выбору средств ИКТ для обучения и воспитания детей.

Итак, использование ИКТ в дошкольном образовании – тема достаточно обширная. Есть много за и против. Есть, кстати, и книга «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», соавтором которой выступила Ирина Ильинична Комарова. Этой теме будет посвящена и отдельная секция в рамках Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», которая пройдет в мае на базе МГУ им. М. В. Ломоносова. Диалог явно станет конструктивным, и, возможно, мы узнаем много нового об этой теме из рекомендательных документов по итогам конференции.

Автор: Елена Рожкова