Спешим поделиться впечатлениями об интересных и познавательных выходных. 21 сентября 2018 сотрудники Академии посетили лекцию «Роль игры и юмора во взаимодействии педагога и ребенка» детского психолога, педагога, профессора Амстердамского и Утрехтского университетов, одной из ведущих мировых специалистов в сфере изучения детской игры, автор множества книг и статей Элли Сингер.
Элли Сингер рассматривает игру, как неиссякаемый источник человеческой культуры и адаптации к меняющимся условиям.
В игре легче оценить и решить социальные конфликты, нюансы. Например, когда ребёнок хочет обладать игрушкой друга, то их взаимоотношения проходят на грани «хочу обладать игрушкой» и «хочу сохранить отношения с другом».
В своем исследовании Элли Сингер выявила, что у детей в возрасте 2-3 лет во время игры могут возникать 8-11 эпизодов конфликта в час, и более 14 ситуаций юмора.
В 40% взрослые при наблюдении за детским конфликтом определяют зачинщиком не того ребёнка. Очень часто взрослый не даёт детям самостоятельно решить свой конфликт и договориться о совместных действиях в игре. А это очень важно предоставлять возможность детям разобраться самим в конфликтной ситуации. Взрослый должен не вмешиваться до тех пор, пока не нарушается правило « не навреди другому». Полезнее будет взрослому спросить, как мы можем решить эту проблему, чем спрашивать, кто виноват.
В игре дети могут проигрывать ситуации, которые не могут изменить в реальной жизни. И, именно, играя, ребёнок может почувствовать власть над данной ситуацией, устанавливая свои правила. Он может контролировать или изменять свой окружающий мир. Например, игра в доктора. Дети часто боятся докторов, но в игре он может быть главным и сильным.
Очень важное ощущение возникает у ребёнка в игре «Joy in togetherness» - это радость от совместной игры - деятельности с другом . Конечно, нужен баланс между совместной игрой и возможностью побыть или поиграть одному. Последнее даёт шанс реализовать свои правила в полном объеме.
Элли Сингер раскрыла отличный рецепт дружбы: дети для этого имитируют поведение друг друга, поддерживают контакт глаз и смеются: «Ты нравишься мне, тебе нравлюсь я = тогда мы друзья».
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что юмор способствует продолжительному эффекту обучения? Элли Сингер говорит, что юмор помогает ребёнку иметь личное пространство. Юмор помогает смягчить напряжение, в котором находится ребёнок, так как формирование любого навыка требует усилий.
Игра и юмор это ресурсы, привносящие элементы удовольствия и креативности в воспитательный образовательный процесс.
Ребёнок учится различать тонкую грань между юмором и обидой. Если ты сломал пирамидку друга это смешно или обидно?
Стоит отметить, что юмор является укрепляющим средством отношения между детьми и педагогами. Когда воспитатель принимает шутку ребёнка и подыгрывает ему, ребенок чувствует себя понятым и принятым.
Видите, как важно чувство юмора педагога в работе с детьми. Чувство юмора педагогам помогает не только во взаимодействии и обучения детей, но и как получение удовольствия от работы и профилактика от профессионального перегорания.
Ректор нашей Академии Николай Евгеньевич Веракса выразил восхищение исследованиям Элли Сингер. Отметив, что успешное развитие ребенка в последующей жизни зависит от того, как было прожито дошкольное детство, и в какой мере ребенок освоил игровую деятельность.