МПАДО - Отчеты о мероприятиях
         

В Якутске 12 марта начал свою работу республиканский форум работников дошкольного образования «Дошкольное образование - инвестиции в будущее». Данный форум является этапом подготовки к VIII международной конференции (ЕССЕ 2019), которая пройдет в конце мая в Москве.

Открытие первого дня форума состоялось в культурном центре «Сергеляхские огни». Право первого слова на пленарном заседании форума было предоставлено первому президенту республики Михаилу Ефимович Николаеву. Инициированные им проекты для дошкольников реализуются и по сей день.

Михаил Ефимович пожелал форуму удачи и отметил, что: «Учреждения дошкольного образования переданы в муниципальную собственность, поэтому чувствуется в последнее время отрыв от единой системы. Нам сегодня необходимо договориться о создании ассоциации дошкольного образования или академии детства. Этот момент нам надо структурно обсудить. Уверен, что итоги нашей дискуссии и разговоров дадут плоды». Также он добавил, что Якутии необходимо перенять опыт у японских коллег, которые выстроили мощную систему образования.

Во время форума якутским педагогам представилась уникальная возможность пообщаться с федеральными экспертами в области дошкольного образования, среди которых доктор психологических наук Николай Евгеньевич Веракса, кандидат педагогических наук Инна Викторовна Каракчиева, кандидат исторических наук Ирина Ильинична Комарова.

В масштабе форума велась работа по пяти секциям, были проведены практико-ориентированные семинары, выставки ведущих дошкольных образовательных организаций Якутии, лекции и курсы авторов программы «От рождения до школы». Министр образования и науки Егоров В. А. посетил курсы, пообщался со слушателями и экспертами.

Так, например, на секции: «Глобальные проблемы дошкольного образования. Экосистема детской одаренности», которая прошла в Общественном центре, приняли участие представители дошкольного образования из разных уголков республики со своей проектно-исследовательской работой.

Секция прошла под руководством первого заместителя министра образования и науки РС(Я) Ирины Павловны Любимовой, ректора Международной педагогической академии дошкольного образования, профессор, доктор психологических наук Николай Евгеньевич Веракса, доцент МГПУ, кандидат педагогических наук Инна Викторовна Каракчиева.

Участники встречи приняли во внимание, что создание воспитательно-образовательного пространства по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью становится актуальной задачей реализации Стратегии научно-технологического развития страны в сфере образования на период до 2024 года. Выделены приоритеты развития, в том числе по поддержке одаренных детей от которых в дальнейшем зависит интеллект и экономический потенциал республики. Участники секции выразили мнение, что нужно обратить внимание на обеспечение сторонних условий для продвижения новых проектов по личностному развитию успешной социализации детей, независимо от места проживания ребенка. Отмечено также, что особое внимание нужно обратить на семьи с детьми в возрасте до трех лет.

Николай Евгеньевич Веракса дал высокую оценку подготовленности участников, нашел темы выступлений интересными и пожелал, чтобы все эти проекты пошли на пользу детям на долгие годы.

Николай Евгеньевич в интервью информационно - аналитическому порталу «Sakhanews» сказал что: «Ребенок сложнее космического корабля. Детство ведь не просто период жизни человека, а некоторое состояние, отношение к миру, которое хочется сохранить на всю жизнь. Это важно иметь в виду специалистам системы образования. В раннем возрасте маленький человек чрезвычайно внимателен и любознателен, он умеет удивляться, испытывать радость от встреч с другими ребятами и взрослыми, он восхищается, когда видит что-то необычное, красивое. Это особая система отношений, которая есть только у детей.

Но чаще дети взрослеют и утрачивают эти качества, которые бы очень пригодились бы в дальнейшей жизни: науке, творчестве, семейной жизни. Вот почему нужно очень деликатно обращаться с ними. Дети намного талантливее взрослых. Я представляю, как это сделать. Правительство Республики Саха (Якутия), по крайней мере, те ее руководители, с которыми я знаком, похоже, в этом тоже разделяют мои идеи». Он также отметил что: «детство – это стратегический возраст. Эта пора, которая закладывает основу всего, что будет с человеком в его жизни. В раннем детстве схемы на будущее еще не выработаны. Человек еще выбирает. Поле возможностей для него не ограничено. В этом вся прелесть дошкольного возраста. Здесь важно, чтобы это поле возможностей было правильно осознано и осмыслено. Детям надо опробовать себя в разных сферах. А мы, педагоги и родители, должны дать им право на реализацию желаний».

В работе форума по секции: «Преемственность: Дошкольное образование» прошла под руководством проректора Международной педагогической академии дошкольного образования, кандидат исторических наук Ирина Ильинична Комарова, Тен Лена Борисовна, руководитель отдела МО и Н РС (Я). На секции поднимались вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием. Руководители секции считают, что преемственность дошкольного образования начинает реализовываться в тот момент, когда ребёнка начинают специально готовить к поступлению в школу, рассказывать ему о том, что такое школа, что такое урок, рисовать ему картины того, как изменится его жизнь с того момента, как он поступит в школу. Но всё же, у детей, которые посещают детский сад, адаптация к школе происходит гораздо легче, а значит и преемственность дошкольного образования достигается на качественно высшем уровне.

Но когда заходит речь о преемственности школьного и вузовского образования, в первую очередь подразумевается преемственность единых государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений и содержания стандартов высшего профессионального образования. Во второй день работы форума детские сады представили свои модели реализации программы «Одаренный ребенок». В этот день были представлены лучшие практики дошкольного образования Якутии. Авторы – руководители, воспитатели и педагоги презентовали свои проекты и поделятся опытом. Представители Международной педагогической академии дошкольного образования и ее сетевая кафедра выступили экспертами по оценке проектов.

Так, Например, старший воспитатель детского сада «Туллукчаан» села Куберганя Абыйского улуса Октябрина Слепцова представила успешный проект по экологическому просвещению детей «Возьмемся за руки, друзья», который действует уже три года. «Мы проводим различные акции: сажаем цветы, кормим птиц, проводим концерты в честь Дня Земли и субботники с родителями и руководителями различных организаций», — поделилась она. В завершающий день участники форума приняли участие в семинаре «STEAM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: парциальная модульная программа дошкольного образования и её развивающая предметно-пространственная среда».

Якутия считается передовым регионом в области дошкольного образования. В республике реализуются такие уникальные проекты, как «Детские сады – детям», «Полилингвальный детский сад», «Виртуальный детский сад», «Детский сад без границ», «Одаренный ребенок», «ВеДеДо», «Музыка – для всех», «Рисуем все» «Я – исследователь».

Открываются сетевые экспериментальные площадки Института изучения детства, семьи и воспитания РАО по реализации программы «От Фребеля до робота», «STEM-образование» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и многое другое. Якутии есть чем делиться.

В Якутске 12 марта начал свою работу республиканский форум работников дошкольного образования «Дошкольное образование - инвестиции в будущее». Данный форум является этапом подготовки к VIII международной конференции (ЕССЕ 2019), которая пройдет в конце мая в Москве.