6–7 декабря в Москве состоялась Вторая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста», организованная  Московской педагогической академией дошкольного образования при поддержке Общественной палаты РФ, Министерства образования и науки РФ, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и при участии Института психолого-педагогических проблем детства РАО, МГГУ им.М.А.Шолохова, Института психологии им.Л.С.Выготского РГГУ, Научно-исследовательского института дошкольного образования им.А.В.Запорожца Департамента образования г.Москвы, Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Первая Ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста», проходившая год назад в РАН, стала ярким событием в системе дошкольного образования. О нем много говорили, делились впечатлениями, обсуждали идеи. Тогда организаторам удалось собрать ведущих специалистов дошкольного образования. Готовясь ко Второй конференции, организаторы беспокоились, станет ли она столь же насыщенной. Их опасения оказались напрасными. Проблем в дошкольном образовании много, они требуют обсуждения и принятия решений. Это понимают как ученые, так и практики, поэтому интерес к конференции был повышенным.

Вторая конференция проходила в Об­щест­венной палате, что еще раз подчеркивает важность затрагиваемых проблем и готовность общественных деятелей участвовать в их ре­шении.

В конференции приняли участие более 500 специалистов в сфере дошкольного образования из разных стран: Российской Федерации, Беларуси, Украины, Великобритании, Греции, Германии, Италии, Нидерландов, Объ­е­ди­ненных Арабских Эмиратов, Польши, Словакии, Соединенных Штатов Америки, Франции, Шве­ции. Ведущие ученые разных стран работали совместно с практиками, обменивались мнениями, обсуждали актуальные проблемы.

Тон работе конференции задал доктор пси­хологических наук, профессор, ректор Мос­ковской педагогической академии дошкольного образования Николай Евгеньевич Веракса.

– Мы рассматриваем нашу конференцию как продолжение той линии, которая была начата в 2010 году в рамках международного сотрудничества по проблеме воспитания и образования детей младшего возраста. Мы стараемся поддерживать эту линию и развивать ее, – подчерк­нул он.

– Не нужно много говорить об актуальности темы дошкольного образования. Здесь, на конференции, присутствуют те, кто прекрасно понимает роль этого периода жизни ребенка в его будущем развитии, – отметила Любовь Николаевна Духанина, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор, член Общественной палаты РФ. – Поэтому очень важно, насколько конструктивный пойдет разговор, насколько удастся обменяться лучшими практиками, которые есть у вас, вместе придумать интересные идеи, которые выльются в национальные и международные проекты в этой области.

Эмоциональным и предельно конкретным было выступление Александра Григорьевича Асмолова, доктора психологических наук, профессора, академика РАО, члена Президиума РАО, директора Федерального института развития образования.

– Сегодня у нас особый день детского волнения, – подчеркнул он. – Когда я гляжу на вас, я вижу уникальное и своеобразное племя людей под названием «детоводы» и «детоведы». Нынешняя конференция должна отразить главную установку, которой нет в нашей культуре, установку на детоцентризм. Любые государст­венные решения в стране должны быть приняты с точки зрения политики, в центре которой становится идея детства.

Ведущие ученые России и зарубежья работали на конференции совместно с практиками, обменивались мнениями, обсуждали актуальные вопросы. Проблем в дошкольном образовании крайне много, мир стремительно меняется, раз­виваются информационно-коммуникационные технологии. Образование должно соответ­ствовать требованиям времени, нужны новые методики обучения. В то же время важно сохранить тот накопленный опыт, который есть в дошкольном образовании. Ученые подчеркивали, что уровень развития дошкольного образования в России довольно высокий, во многих странах мира изучают и успешно реализуют идеи Л.С.Выготского. Специалисты активно делились опытом, пытались найти ответы на злободневные вопросы: нужны ли стандарты в дошкольном образовании, почему дошкольники перестали играть в сюжетно-ролевые игры и как исправить ситуацию, как оградить детей от пагубного влияния СМИ, почему дети становятся более агрессивными, как повысить престиж профессии воспитателя и повысить качество дошкольного образования.

Работа велась на пленарных заседаниях, круглых столах, секциях и семинарах. Участники конференции внесли ряд предложений по развитию дошкольного образования, которые будут направлены в компетентные органы.

Более полная информация о ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» представлена на сайте http://ecceconference.com.