12–14 мая 2016 года в Московском государственном университете прошла V юбилейная Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

Конференция стала одним из самых масштабных событий в Европе в сфере воспитания и обучения детей младшего возраста. Обсудить проблемы развития дошкольного образования и пути их решения собрались ведущие ученые с шести континентов.

В работе Конференции приняли участие представители Минобрнауки России, Федерального института развития образования, Правительства Москвы, Общественной палаты Российской Федерации, Рособрнадзора, профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации, ведущих профильных научных и образовательных организаций России.

Открывая Конференцию, ректор МГУ,  академик РАН, президент Евразийской ассоциации университетов,  профессор Виктор Антонович Садовничий подчеркнул:

– Детство рассматривается как особый период в жизни человека, который характеризуется самоценностью, непреходящим значением для развития личности. Московский государственный университет всегда считал своей приоритетной задачей поддержку молодых талантливых людей, безусловно, это один из элементов развития творческих способностей детства.

В этом году почетным гостем Конференции стала Китайская Народная Республика. Полномочный министр-советник по делам образования посольства КНР в России Чжао Гочен в приветственном слове отметил:

– Эта Конференция – важнейший и наиболее представительный форум в области дошкольного образования в мире. Очень рад, что у нас есть возможность вместе со специалистами из России и других стран обсудить вопросы дошкольного образования, изучить передовой опыт других стран, что особенно важно для Китая, ныне активно занимающегося развитием дошкольного образования.

Ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, руководитель Центра воспитания и социальной педагогики Института изучения детства семьи и воспитания РАО Николай Евгеньевич Веракса, обращаясь к участникам Конференции, обозначил ее главные темы:

– Конференция стала доброй традицией, которая каждый год объединяет специалистов многих стран. Любовь к детям, вера в будущее, подлинный энтузиазм и открытость миру – вот что является общим для всех собравшихся. Каждый ребенок уникален и в своей уникальности безграничен и равен Вселенной. Человечество начинает осознавать масштаб такого события, как рождение нового человека. Ценность и неповторимость детства ставит перед современным воспитанием и образованием детей младшего возраста трудные вопросы. Каким должен быть педагог и как ему общаться с детьми? Каким должен быть родитель? Как быть с детской игрой? Как оценивать качество дошкольного образования, в котором много женщин и мало мужчин? Должен ли детский сад готовить детей к школе и если должен, то как?

Директор Федерального института развития образования, академик РАО Александр Григорьевич Асмолов в своем докладе отметил важность идей

Ж. Пиаже и Л. С. Выготского для развития системы дошкольного образования:

– Мы сегодня недооценили великий переворот, который был произведен Выготским и Пиаже в ХХ веке. Позиция Выготского – что, создавая пространство деятельности, мы тем самым помогаем развитию ребенка, помогаем найти самое главное – развитие как идеологию, как ценность, развитие свободной личности от социального к индивидуальному, не была достаточно понята. Мы действовали в логике Выготского, когда предложили новые стандарты развития – от дошкольного образования до старшей школы. Впервые произошло следующее – то, что было научной идеей, культурно-научной школой, стало социальной нормой через стандарты. То, что мы сделали и будем делать – это реформа социального образа жизни. Идеология развития как ценность приводит нас от реформы отдельных педагогических, психологических, когнитивных технологий к реформе социального образа жизни. Создать стандарты – это создать нормы социального поведения больших и малых групп, создать управленческие алгоритмы, которые дали бы вектор и направленность поведения людей.

Одной из основных тем Конференции стала проблема оценки качества дошкольного образования. Доклад по этой проблеме представила соавтор шкал ECERS Дебби Крайер (Институт развития ребенка имени Фрэнка Портера Грэма Университета Северной Каролины, Чапел-Хилл, США).

На Конференции были затронуты такие важные темы, как индивидуализация образовательных маршрутов дошкольников, дошкольное образование для детей с ОВЗ, подготовка педагогических кадров, познавательное развитие дошкольников, создание развивающей предметно-пространственной среды.

На пленарных заседаниях, секциях, круглых столах шло бурное и конструктивное обсуждение острых проблем современного дошкольного образования.

Всего в мероприятиях Конференции-2016 приняли участие более 1900 специалистов из 61 региона России и 27 иностранных государств (Австралия, Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Германия, Италия, Казахстан, Китай, Нигерия, Нидерланды, Норвегия, Перу, Португалия, Сербия, Сингапур, Словения, США, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Чехия, Швеция).

В третий день работы Конференции участникам была представлена Открытая образовательная программа. Ведущие ученые, специалисты в области дошкольного образования прочитали лекции для педагогов, провели мастер-классы.

Ключевым событием Открытой образовательнойпрограммы стал круглый стол «Формирование единой гражданской идентичности детей дошкольного возраста с учетом различных национально-культурных традиций семейного воспитания», организованный председателем комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ
Л. Н. Духаниной, при участии Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы. Этот круглый стол наглядно продемонстрировал, насколько актуальна и сложна обозначенная проблема и что совершенно необходимы дальнейшие анализ, обсуждения и поиск оптимальных решений.

В насыщенную программу трех дней Конференции было включено множество мероприятий, в том числе:

  • Международная специализированная выставка «Современное дошкольное образование»
  • Конкурс молодых ученых
  • Всероссийский конкурс детского рисунка
  • Выставка работ победителей архитектурного конкурса на лучшие проекты дошкольных образовательных организаций для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
  • Награждение победителей международного конкурса «Проектная деятельность в ДОО – 2015».

Доклады на пленарных заседаниях представили Асмолов Александр Григорьевич – Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Федерального института развития образования (Россия); Жоаким Кинтино Айрес – Доктор психологических наук, профессор, директор Института Выготского (Португалия); Дебби Краер – PhD, Институт развития ребенка имени Фрэнка Портера Грэма, Университет Северной Каролины (США); Волосовец Татьяна Владимировна – профессор, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (Россия); Ли Минь Хоу – Профессор Педагогического университета Гуанси (Китай); Мэри Янг – Директор Центра развития ребенка Китайского фонда научных исследований (Китай); Элли Сингер - доктор наук, доцент Утрехтского и Амстердамского университетов, член Попечительского совета Европейской исследовательской ассоциации дошкольного образования (EECERA) (Нидерланды).

Особое внимание было уделено вопросам оценки качества образования, развития математических навыков и речи, развитию произвольности у детей, вопросам патриотического воспитания, проблемам политики в области образования, методологии подготовки специалистов для образовательных учреждений.

С лекциями, посвященными 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского,  в рамках Конференции выступили Роджер Сальо, профессор Гётеборгского университета,  Директор Центра исследований обучения, взаимодействия и опосредованной коммуникации в современном обществе (Швеция) и Собкин Владимир Самуилович, академик РАО, руководитель Центра социологии образования РАО, профессор МГУ  имени М. В. Ломоносова (Россия).

Следующая Конференция пройдёт в Москве, с 11 по 14 мая 2017 года.

Подробнее о конференции на сайте: www.ecceconference.com.


Открытие Конференции-2016. Председатель оргкомитета Конференции, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова академик В. А. Садовничий.

Открытие Конференции-2016. Министр-советник по вопросам образования Посольства КНР в РФ (КНР — страна- партнер Конференции-2016) Чжао Гочен.


Открытие Конференции-2016. Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки профессор Л. Н. Духанина.


Открытие Конференции-2016. Официальная церемония открытия. Главный актовый зал вместимостью 680 человек. Свободных мест нет.


Пленарное заседание Конференции-2016. Главный зал. Участники конференции увлеченно слушают пленарный доклад.


Пленарное заседание Конференции-2016. Члены президиума — Ю. П. Зинченко, Т. В. Волосовец, Н. Е. Веракса (Россия) — обсуждают пленарный доклад.


Пленарное заседание Конференции-2016. Ключевой спикер страны-партнера Конференции-2016 Лиминь Хоу (Китай).


Пленарное заседание Конференции-2016. Ключевой спикер Конференции-2016 академик А. Г. Асмолов (Россия).


Пленарное заседание Конференции-2016. Ключевой спикер Конференции-2016 доктор Роджер Сальо (Швеция).


Пленарное заседание Конференции-2016. Ключевой спикер Конференции-2016 профессор Т. В. Волосовец (Россия).


Пленарное заседание Конференции-2016. Ключевой спикер Конференции-2016 доктор Дэбби Краер (США).


В кулуарах Конференции-2016. Традиционная встреча: председатель международного оргкомитета Конференции Н. Е. Веракса (Россия) и эксперт ЮНЕСКО А. Умаров (Россия).


Научные секции Конференции-2016. Все 15 секционных заседаний в рамках научной части Конференции-2016 вызвали большой интерес участников.


Научные секции Конференции-2016. Научная секция по вопросам развивающей среды. Руководитель секции, представитель Всемирного банка, Т. Шмис (Россия).


Научные секции Конференции-2016. Секционные заседания — это место для дискуссий. Все хотят высказать свое мнение.


Вечерняя лекция. Подобное мероприятие на Конференции проводится впервые. Лекция была посвящена 120-летию Л. С. Выготского. Выступал академик В. С. Собкин (Россия).


Презентация и автограф-сессия. Известный психолог Жоаким Кинтино Айрес (Португалия) представляет свою книгу «15 минут с ребенком», изданную на русском языке.


Специализированная выставка. Ежегодно в рамках Конференции проходит специализированная выставка «Современное дошкольное образование».