Премия присуждена доктору психологических наук Александру Николаевичу Вераксе, заведующему кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Александр Николаевич Веракса изучал когнитивное состояние детей дошкольного и школьного возраста больше 10 лет, собирая и анализируя данные свыше 20 тыс. человек из 12 регионов России. Полученные в рамках исследования результаты позволили ученому сформировать систему показателей для оценки психического состояния детей, которая дает возможность прогнозировать успешность ребенка согласно его способности к саморегуляции в детстве и при необходимости корректировать этот навык.
Результаты исследования легли в основу инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» и в рамках программы было выпущено учебно- методическое пособие «Развитие саморегуляции у дошкольников».
Сам лауреат премии считает, что: «смысл исследования заключался в том, чтобы посмотреть на современных детей в условиях цифровизации. Мы исследовали те линии, которые важны для последующей жизни человека в его социальном и эмоциональном развитии. Разработали технологии для эффективного построения обучающих процессов для детей так, чтобы они могли контролировать своё поведение, свои действия».
Исследование подтвердило, что неограниченное во времени предоставление детям возможности развлекаться с помощью современных цифровых устройств отрицательно влияет на когнитивное развитие дошкольников и младших школьников: «Мы поняли главное: что освоение детьми культуры возможно только с помощью игры и эффективно заменить эту игру никакими гаджетами невозможно». Позитивное влияние осуществляется в тех случаях, когда устройства используются в качестве культурных средств решения конкретных задач. Решающее влияние оказывает не столько предметная среда, окружающая ребенка, сколько заинтересованное поддерживающее общение со взрослыми, в первую очередь, с родителями и педагогами.



