6 февраля в зале заседаний Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) в гибридном формате прошел круглый стол «Дошкольники открывают мир», приуроченный ко Дню российской науки.
Модератор круглого стола, кандидат исторических наук, проректор МПАДО по научной деятельности И.И. Комарова представила аналитический обзор по теме мероприятия, обратилась к мировому опыту формирования концепции национальной стратегии научного образования; напомнила слушателям о целях устойчивого развития, которых человечество должно достичь к 2030 году; рассказала о важности реализации научно-исследовательских программ в детском саду и формировании у дошкольников интереса к изучению окружающего мира, креативного мышления, пытливости, настойчивости в достижении цели, умения представлять результаты своей работы.
Живая дискуссия – лучшая оценка качества профессионального мероприятия
С приветственным словом к участникам обратился Н. Е. Веракса, ректор МПАДО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста. Николай Евгеньевич много лет проводит уникальные масштабные научные исследования, в которые вовлечены проектные площадки МПАДО. Профессор поделился результатами исследований в области психического развития дошкольника в культурно-исторической перспективе, поднял вопрос об обучении детей основам культуры, о детском творчестве и возможности самореализации ребенка и получении им социальной поддержки в условиях дошкольного образования.
Оценивая современное состояние научной педагогической мысли, Н.Е. Веракса подчеркнул: «Мы стоим перед необходимостью разработки теории, которая бы объясняла нам понимание детского развития: с одной стороны, это касается влияния социального окружения, с другой стороны, – ведущих видов деятельности».
Идеологи дискуссии – увлеченные исследователи детства, преданные учению Л.С. Выготского и научной мысли профессора Н.Е. Вераксы, открывшего пространство детской реализации
За круглым столом собрались эксперты – последователи учения Льва Семеновича Выготского, который написал пророческие, актуальные и сегодня слова, вдохновляющие современных ученых и практиков: «Сейчас воспитатель начинает понимать, что при вхождении в культуру ребенок не только берет что-то от культуры, усваивает нечто, прививает себе нечто извне, но и сама культура глубоко перерабатывает природный состав поведения ребенка и перекраивает совершенно по-новому весь ход его развития. Различие двух планов развития в поведении природного и культурного становится исходной точкой для новой теории воспитания».
Тему научной деятельности в детском саду продолжила Т.В. Кривцова, проректор – директор Воронежского центра экспертно-аналитической деятельности и прикладных исследований ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова», с сообщением «Дошкольник и культура: новые возможности для развития». Татьяна Валерьевна представила программу организации научно-исследовательской работы с дошкольниками и авторский проект, в основе которого лежит культурно-историческая концепция и тема культурного взросления.
Спикер напомнила, что федеральная образовательная программа дошкольного образования акцентирует внимание педагогов на воспитание детей дошкольного возраста с ориентацией на поддержку традиционных российских ценностей, а это невозможно без обращения к культуре в самом широком смысле этого слова.
Практику передачи культурных образцов в процессе образовательной деятельности с воспитанниками детских садов на круглом столе в тематическом блоке «Дошкольник и культура: рождение детского артефакта» убедительно продемонстрировали воронежские специалисты дошкольного образования: заведующая МБДОУ «Павловский детский сад “Мозаика”» Т. М. Нежельская и старший воспитатель Ю.В. Волковая.
Татьяна Валерьевна Кривцова и Татьяна Александровна Данилина: диалог профессионалов
Детский сад «Замок Детства» с/п Совхоз имени Ленина Московской области не перестает удивлять и радовать инновационными подходами к решению вопросов развития и воспитания дошкольников. Заместитель заведующего, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, информатики и естественнонаучных дисциплин в дошкольном и начальном образовании Т.А. Данилина представила апробированную уникальную технологию «Детская научная мини-конференция», которая уже не один год вдохновляет всех участников образовательного процесса.
Обмен мнениями и контактами: так развивается сетевое профессиональное сообщество
Л.В. Курова, преподаватель МПАДО, эксперт комплексной оценки качества образования, лауреат окружной премии в области образования «Хрустальный глобус», в выступлении на тему «Наука в детском саду» наглядно показала еще один ракурс организации исследовательской работы, основанной на инициативе ребенка.
Главные итоги круглого стола «Дошкольники открывают мир»
В своих выступлениях ученые и практики поделились теоретическими наработками и успешным практическим опытом, направленным на привлечение внимания детей к исследованиям и собственным научным открытиям.
Спикеры представили различные форматы и подходы к теме «Наука в детском саду», которые могут стать ориентирами для воспитателей и методистов в организации такой работы в своих ДОО. Спикеры открыты для общения со всеми заинтересованными коллегами.
Участники встречи за круглым столом пришли к выводу, что чем больше детей будут увлечены наукой, тем больший потенциал технологического развития будет у страны.