С 24 по 27 сентября в «Экспоцентре» на одной из главных выставочных площадок страны – прошел Всероссийский форум «Экосистема дошкольного детства». В преддверии этого события в ТАСС состоялась пресс-конференция с участием первого заместителя председателя Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяны Буцкой, генерального директора ЦВК «Экспоцентр» Максима Фатеева, президента Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфии Дорофеевой и директора Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Оксаны Гончаровой. Спикеры высоко оценили идею объединения усилий Международной педагогической академии дошкольного образования и Ассоциации развития качества дошкольного образования, которые много лет выступают подвижниками развития дошкольного образования в нашей стране, с потенциалом выставки «Мир детства» и выразили уверенность, что это мероприятие станет значимым событием в российском образовательном пространстве.
Организаторы форума «Экосистема дошкольного детства» – Международная педагогическая академия дошкольного образования, Ассоциация развития качества дошкольного образования и «Экспоцентр» создали все условия для конструктивного диалога руководителей системы образования, педагогов-дошкольников, родителей, ученых и российских производителей оборудования для оснащения детских садов, чтобы они смогли совместно выработать алгоритм формирования пространства детской реализации, в котором происходит развитие личности ребенка.
ИДЕОЛОГИЯ ПРОЕКТА
Характерная особенность, выделяющая инициированные МПАДО мероприятия, - это логичное продолжение и развитие всех предыдущих проектов с обязательным добавлением нового ракурса, позволяющего взглянуть на систему дошкольного образования именно в этой точке его развития, честно и объективно оценить реалии, порадоваться достижениям, задуматься над проблемами, сформулировать и задать актуальные, важные вопросы от всего педагогического сообщества.
По внешним оценкам: это всегда значимое событие в мире образования, насыщенное активностями, яркое по звучанию, динамичное по форме, авторитетное по представительству спикеров, информационное по освещению законодательных документов, актуальное по диапазону затронутых тем, интересное по форматам, полезное по практико-ориентированному контенту; глубокое по выделенным в фокусе вопросам деловой программы.
Организаторы вложили в форум «Экосистема дошкольного детства» особую философию, которая нашла отражение в архитектуре мероприятия: это два самодостаточных, и в то же время органично связанных между собой формата: выставочная и деловая программа.
По оценке главного идеолога форума Эльфии Дорофеевой, «решение провести выставку в таком формате, чтобы она была иллюстрацией к выступлениям спикеров деловой программы, считаем одной из отличительных и даже уникальных особенностей всего образовательного события».
СТАТИСТИКА ФОРУМА
1820 участников
43 спикера на площадках семинаров и мастер-классов
30 спикеров – участников деловой программы
8 тематических выставочных площадок
Педагоги из 28 детских садов 14 субъектов Российской Федерации представили авторские творческие разработки – лэпбуки и настольные игры
32 мероприятия прошло в зонах активностей
55 волонтеров – студентов Института журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ помогали в организации мероприятия и в профессиональном освещении событий форума
Более 30 новостей опубликовано в СМИ и на региональных информационных площадках органов образования
ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА
Пленарная сессия
Деловая программа форума «Экосистема дошкольного детства» открылась пленарной сессией «Образовательная политика в области дошкольного детства», на которой обсуждались ключевые вопросы формирования и развития дошкольного образования в России. Тон заседанию задала Елена Писарева, сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, координатор секции «Психолого-педагогические вопросы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» Экспертного совета при Комитете СФ по науке, образованию и культуре.
В своем выступлении она подчеркнула важность дошкольного образования как фундамента для успешного развития нового поколения. «Ребенок должен идти в детский сад, и именно это слово «должен» здесь уместно, поскольку дошкольное образование создает ту опору, на которой строится дальнейшее развитие ребенка», — отметила она. Сенатор акцентировала внимание на необходимости формирования эффективного взаимодействия между родителями, педагогами и детьми, что является критически важным для успешного образовательного процесса.
В своем приветственном слове Николай Веракса, доктор психологических наук, профессор, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, подчеркнул роль качественного образования в контексте раннего развития детей. Он отметил, что подход к образовательному процессу должен быть многосторонним и учитывать современные научные исследования.
Президент АРКАДО Эльфия Дорофеева акцентировала внимание на вопросах инноваций и качества в дошкольном образовании. Она представила ряд инициатив, направленных на улучшение образовательных программ и повышение их доступности для различных категорий детей и семей.
Мнения регионов были отражены в выступлениях Ольги Шмелёвой эксперта Министерства образования и молодежной политики Владимирской области, и Допул Ураны Павловны – специалиста отдела общего образования Министерства образования Республики Тыва. Они рассказали о региональных подходах к реализации образовательной политики и взаимодействии с дошкольными учреждениями.
Круглый стол с участием лидеров образования
Ключевой темой форума стала развивающая предметно-пространственная среда как третий педагог. Специалисты знают: чтобы построить или даже, точнее, грамотно выстроить развивающую предметно-пространственную среду, надо не только хорошо ориентироваться во всем разнообразии продукции для детского сада, но и руководствоваться регламентирующими документами.
Оснащение детских садов напрямую влияет на качество образования и воспитания детей. Это связано с необходимостью создания благоприятных условий для их развития, а также с требованиями к безопасности и качеству используемых материалов. Современный рынок предлагает огромное количество разнообразных игр, пособий, оборудования, число их постоянно растет. Но какие их них действительно необходимы в детском саду? Министерство просвещения разработало рекомендованный перечень оборудования и игрушек для детского сада, но у практиков он вызывает вопросы: некоторые позиции дублируются, описываются слишком подробно, указывая на конкретных производителей. Каким должен быть перечень, как его сделать удобным для использования ДОО – эти вопросы обсуждали эксперты на круглом столе «Лидеры образования о практике применения перечня для формирования развивающей предметно-пространственной среды детского сада, рекомендованного Минпросвещения РФ».
Развивающая среда помогает педагогу формировать личность ребенка, активизировать его стремление к познанию и исследованию окружающего мира, развивать творческий потенциал, прокладывать индивидуальный маршрут.
Что же говорили лидеры образования о современных тенденциях дошкольного образования и практике применения перечня?
Модератор круглого стола Елена Писарева, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, обозначила главную проблему и подчеркнула, что законодательная власть готова поддержать инициативы педагогов: «Мы сформируем те предложения, которые передадим в Министерство просвещения и профильный комитет Совета Федерации, и вместе примем те необходимые решения, которые действительно будут реализованы в дальнейшем».
Открыла дискуссию Елена Изотова, заведующая лабораторией дошкольного образования Института развития, здоровья и адаптации ребенка, заведующая кафедрой возрастной психологии Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, кандидат психологических наук. Эксперт рассказала о подходах к формированию проекта Приказа «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, необходимых в целях реализации мероприятий, направленных на содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест для детей дошкольного возраста в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места средствами обучения и воспитания при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми».
Спикер подчеркнула, что это живой, динамичный документ, открытый к обновлениям и дополнениям на основании профессионального опыта педагогов. Она также отметила наличие разделения на обязательную и вариативную часть перечня. Обеспечение обязательной части — это условие эффективного выполнения образовательных задач, вариативная часть позволяет педагогам индивидуализировать процесс обучения. Эксперт познакомила участников с основными разделами перечня и необходимыми предметами и оборудованием, которые должны быть в каждом детском саду.
Мнение исследователей детства о факторах, влияющих на развитие ребенка, участники форума узнали из выступления Александра Вераксы, академика РАО, заведующего кафедрой психологии образования в МГУ. По мнению ученого, ключевым моментом для развития ребенка является взаимодействие с педагогом, а не только физическая среда: «Даже в менее богатой среде мы видели яркие результаты работы детей, и это подчеркивает важность креативного подхода педагогов». Докладчик также отметил, что творчество и индивидуальный подход воспитателей остаются решающими факторами успешного образования, несмотря на возможные ограничения в ресурсах. «Важно, чтобы финансирование шло не только на оборудование, но и на развитие человеческого капитала, усиливая взаимодействие взрослых и детей», — заключил он.
Первый заместитель председателя Совета – координатор проектов в сфере науки, образования и просвещения ВОО «Воспитатели России» кандидат педагогических наук Татьяна Волосовец заявила о необходимости интеграции региональных представителей, занимающихся развитием образовательной среды, в процесс формирования и проверки оборудования и игрушек для ДОО.
Спикер поделилась своей тревогой в отношении игрушек, которые могут представлять опасность для ребенка: «Здесь речь идет не только об острых углах и мелких деталях, которые могут привести к физическим травмам, но и о вопросах психологической безопасности. Некоторые игрушки могут нести эмоциональную нагрузку, вызывать страх или агрессию у детей, что в свою очередь может отрицательно сказаться на их психическом здоровье и развитии».
Спикер призвала к возрождению федерального экспертного совета, который мог бы заниматься аттестацией и сертификацией детских игрушек и оборудования. Например, создание подобного совета при ФУМО (Федеральном учебно-методическом объединении) могло бы стать одним из шагов в правильном направлении.
Заместитель ответственного секретаря Координационного совета Национальной родительской ассоциации Дмитрий Епов поднял тему о взаимосвязи между родителями и дошкольной образовательной организацией: «Когда родители отдают своих детей в детский сад, это не просто вопрос доверия к учреждению, но и поиск конструктивного взаимодействия с педагогами и воспитателями. Важно понимать: родители не являются просто «приложением к детям». Их мнение и взгляд на происходящее в детском саду имеет огромное значение».
Президент Национального союза предприятий индустрии учебного оборудования и средств обучения и поставщиков образовательных организаций Ирина Егорова озвучила важные моменты, касающиеся проблематики эффективного использования учебных ресурсов в стране. В выступлении прозвучала тема о целесообразности формирования рабочей группы, состоящей из компетентных представителей различных сфер — от педагогов до поставщиков оборудования, чтобы совместными усилиями всех заинтересованных сторон достичь прогресса в области образовательной инфраструктуры. «Необходимо разработать четкую стратегию, чтобы понять, какие ресурсы и средства на самом деле нужны образовательным учреждениям для выполнения поставленных задач», — резюмировала докладчик.
Президент АРКАДО Эльфия Дорофеева поделилась мнением о разработанном перечне, который призван стандартизировать учебные материалы для детских садов. Эксперт убеждена, что важно избегать включения в перечень продуктов конкретных производителей и что необходимо предоставить право выбора самим дошкольным учреждениям: «Перечень нужно составлять по принципу категорий, а не по принципу конкретных позиций, это никак не связывает производителей и не связывает детские сады: они имеют возможность выбирать то, что им действительно нужно».
Круглый стол стал площадкой для обсуждения актуальных вопросов реализации новых подходов к формированию развивающей среды в детских садах. Участники выразили готовность к конструктивной совместной работе, продолжению открытой дискуссии и тесному сотрудничеству для улучшения качества дошкольного образования в России.
Следующий блок программы стал контрапунктом всего образовательного события. Что же такое экосистема, в чем ее особенность, значимость и практическая польза? Как она помогает выстраивать диалог экспертных, родительских и управленческих звеньев и какая роль в ней отводится производителям продукции для детей? Тему круглого стола продолжила Эльфия Дорофеева, представив презентацию «Экосистема дошкольного детства как новый взгляд на инфраструктуру детства».
Экспертный диалог «Медиапространство в дошкольном образовании» можно назвать ответом на вызовы времени. Модератором выступила Ирина Комарова, кандидат исторических наук, проректор МПАДО, член Координационного совета Общественной палаты РФ по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан, академик Российской муниципальной академии.
Участники обсуждения говорили о том, что если совсем недавно любые словообразования с частицей «медиа-» были применимы исключительно для взрослой аудитории, то сейчас познавательная деятельность на основе медиаресурсов является естественным для современного ребенка способом получения новых знаний и впечатлений. Медиапространство – понятие безграничное, но спикеры за отведенные регламентом 50 минут охватили диапазон от медиасреды дошкольной организации до искусственного интеллекта.
Ирина Комарова подняла вопросы безопасности использования гаджетов. Спикер поделилась своим беспокойством о неоправданно малом количестве исследований в этой области и отметила, что в условиях, когда дети имеют доступ к смартфонам и планшетам с раннего возраста, крайне важно следить за временем, которое они проводят за экраном. Злоупотребление гаджетами может негативно сказаться на здоровье и психоэмоциональном состоянии детей.
В своем выступлении Алексей Тищенко, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, представил анализ ресурсной обеспеченности дошкольных образовательных организаций для формирования современного медиапространства. Цель проделанного анализа – понять, какие средства существуют для развития медиасреды в детском саду. При этом спикер обратил внимание слушателей на то, что согласно СанПиН, электронные средства можно использовать для занятий с детьми только с 5 лет.
Оказалось, что на один компьютер приходится 13 воспитанников в Центральном округе, а в Северо-Кавказском – 41. Не все ДОО обеспечены интернетом, а на приобретение и обновление медиаконтента выделяется всего около 20 рублей в расчете на одного ребенка. Такой объем финансовой поддержки и уровень технической оснащенности дошкольных организаций явно не соответствует современным критериям о полноценной развивающей медиасреде.
Екатерина Клопотова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, доцент факультета психологии образования МГППУ, обратила внимание на важный аспект медиасреды – содержательную сторону. Спикер сказала, что родители, как правило, думают, что контролируют время, проведенное их детьми перед экранами гаджетов, однако это часто оказывается иллюзией. Мир компьютерных игр и медиа активно влияет на формирование интересов детей, и вместо реальных профессий, таких как космонавт, летчик, учитель, врач или продавец, сегодняшние малыши мечтают стать суперменами, человеками-пауками. Это не только искажает истинные смыслы человеческой жизни и корректирует цели на будущее, но и меняет восприятие реальности, что требует особого внимания со стороны педагогов и родителей.
Аналитик Московского государственного института культуры, лидер общественного движения «Информация для всех» Алексей Демидов представил проект «Анимация в твоем смартфоне». Спикер сообщил, что изначально целевым адресом проекта были дети и подростки в возрасте от 7 до 20 лет, но на данный момент нижняя возрастная граница сдвинулась к 5 годам – возрасту, когда дети начинают активно интересоваться анимацией. При правильных подходах к реализации проекта он не только развивает креативные навыки, но и помогает детям лучше понимать, как работают современные медиа.
Следующая тема программы - «Матрешка, Хаги Ваги и другие хоррор-игрушки: мирное сосуществование или жесткое противостояние?» звучала вызывающе, интригующе и провокационно.
Тему представили креативные спикеры Елена Дорофеева, преподаватель и руководитель отдела обучения МПАДО, и Маргарита Мазманянц, магистр по направлению «психолого-педагогическое образование», младший научный сотрудник лаборатории «Центр социокультурных проблем современного образования» Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.
В завершение первого дня деловой программы состоялась деловая игра «Эксперты против». Модератор Дмитрий Тюттерин пригласил к диалогу ученых-исследователей, педагогов-практиков, производителей развивающего оборудования для дошкольного детства, чтобы выявить позиции в понимании главных задач дошкольного образования в каждой из трех групп участников; определить степень интереса трех групп к сотрудничеству; оценить уровень взаимопонимания участников в ходе игры; попытаться выстроить конструктивный диалог, направленный на осознание позитивного результата от взаимодействия.
Второй день деловой программы начался серией выступлений ведущих ученых-психологов Московского государственного университета, представивших результаты исследований, проведенных в рамках проекта «Растем вместе».
О целях и значении проекта рассказал Александр Веракса, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО.
«Воображение дошкольников и цифровая игра: есть ли связь?» – ответ на этот вопрос искала Дарья Бухаленкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.
Опираясь на исследования, спикер проинформировала аудиторию о влиянии цифровых игр на детей, и прежде всего на развитие воображения, сообщив, что характер этого влияния зависит не только от факта игры, но и от ее содержания, формата и эмоциональной составляющей. Создание сбалансированной игровой среды, по мнению исследователя, может стать ключевым элементом в формировании креативного мышления у подрастающего поколения.
«Игра и игрушка: что мы знаем о предпочтениях современных детей и как это связано с их развитием?» - эту тему исследовала Маргарита Гаврилова, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации.
Педагоги хорошо знают, что в ходе игры дети не просто развлекаются; они реконструируют сюжеты и ситуации, обучаясь взаимодействовать друг с другом и развивая эмоциональные навыки и что игры должны вызывать положительные эмоции и стимулировать конструктивное общение между малышами.
Спикер обратила внимание слушателей на то, что выбор игрушек детьми подчеркивает важность их способности развивать воображение и социальные навыки. Таким образом, производителям игрушек недостаточно ориентироваться только на эмоциональный отклик детей. Важно обратиться к научным подходам для глубокого понимания структуры детской игры и выявления игрушек, которые действительно способствуют полноценному развитию детского воображения и взаимодействия.
«Чувство юмора у детей: зачем оно нужно и как его развивать?» доклад на эту тему представила Екатерина Ощепкова, кандидат филологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ; ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦПиМИ.
Исследователь сообщила, что важно развивать чувство юмора у детей. Ребенок с чувством юмора лучше регулирует эмоции и легче справляется со стрессом, более популярен среди сверстников, лучше усваивает нормы и правила социума.
Наталья Руднова – кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦПиМИ, познакомила с результатами своего исследования «Темперамент ребенка: как он влияет на эмоциональное и когнитивное развитие и можно ли его изменить?»
В современной науке существует два подхода к пониманию темперамента: первый - что это сырой материал, в котором развивается характер или личность, и второй - что человек не может изменить свойства своего темперамента, но может адаптироваться к условиям и управлять собой. Исследования подтвердили, что хотя свойства темперамента нельзя изменить, взрослые могут создать условия, которые способствуют их благоприятному развитию.
Выступления ученых вызвали живой интерес к проекту «Растем вместе» и к его дальнейшему развитию, показав практическую значимость для педагогов получаемых в ходе исследований данных. Их знание не только углубляет понимание особенностей раннего развития, но и помогает формировать более идеальные условия для воспитания детей, развития их способности к адаптации, креативности и успешному взаимодействию с окружающим миром.
В программе форума было уделено внимание здоровью и здоровьесберегающим технологиям в развитии детей. Основным спикером по теме «Центры раннего физического развития как здоровьесберегающий ресурс нации» выступила Ирина Агличева, член Координационного совета при Общественной палате РФ по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан, главный аналитик Института научных исследований, цифровых, инновационных и аналитических технологий НГУ им П.Ф. Лесгафта, директор АНО ЦРЧК «Люди будущего», кандидат психологических наук. В ходе своего аналитического обзора спикер в частности сообщила о том, что в 2022 году была запущена комплексная программа, охватывающая детей от 3 до 7 лет и внесенная в навигатор образовательных программ.
Программа разработана в соответствии с 84-м федеральным законом «Об образовании» и направлена на всестороннее развитие детей — как физическое, так и интеллектуальное, помогая формировать у малышей культуру здорового образа жизни и адаптацию в обществе, а также выявлять и поддерживать детей с выдающимися способностями. Эксперт особенно подчеркнула, что одна из основных целей программы — создавать у детей устойчивую мотивацию к заботе о своем здоровье.
Важным фактором успешности программы является заложенная в ней преемственность физвоспитания между дошкольным и школьным этапами.
О новой программе НГУ им П.Ф. Лесгафта в области раннего физического развития детей от рождения до 10 лет рассказала член Координационного совета Общественной палаты РФ по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан Ирина Комарова.
Актуальность здоровьесберегающих инициатив подтверждается необходимостью формирования нового поколения здоровых и активных граждан, способных отвечать на вызовы современности. На мероприятии была предложена возможность сотрудничества и обмена контактами для тех, кто заинтересован в работе с центрами раннего физического развития, которых сегодня в стране уже несколько десятков.
В программе форума было уделено внимание еще одной важной теме, для обсуждения которой на круглый стол «Инклюзивное образование: новые методики, успешные практики, оснащение предметной среды» собрались ведущие специалисты в этой области.
Модератор круглого стола – эксперт, педагог-психолог, преподаватель МПАДО Арина Кисель предварила дискуссию тезисом о том, что инклюзивное образование подразумевает формирование безбарьерной среды и доступность образовательных услуг для всех воспитанников. Однако внедрение инклюзии в детских садах сталкивается с рядом сложностей, и призвала участников круглого стола поделиться вариантами решений этой непростой проблемы.
Елена Самсонова, ведущий научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, открыла круглый стол докладом о текущем состоянии и перспективах развития инклюзивного образования в детских садах. Она представила результаты мониторинга инклюзивной образовательной среды и поделилась перспективными практиками, направленными на создание комфортной среды для всех детей независимо от их индивидуальных потребностей. Спикер подчеркнула важность создания единой системы региональных подразделений, координируемых федеральным центром; службы помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями; упомянула о нехватке специалистов, особенно дефектологов и логопедов, которые могли бы сопровождать детей с особыми образовательными потребностями. По мнению эксперта, одна из важнейших задач на сегодня – необходимость пересмотреть профессиональные стандарты педагогов, чтобы они могли эффективно работать с детьми с особенностями развития.
Ольга Сысоева, заведующая лабораторией нейробиологии типичного и атипичного развития в научном центре когнитивных исследований Университета «Сириус», рассказала о научных исследованиях, позволяющих глубже понять особенности развития детей с ОВЗ и создавать оптимальные условия для их гармоничного развития. Спикер подчеркнула необходимость научного подхода к созданию инклюзивной среды в образовательных учреждениях.
Руководитель службы ранней помощи Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров» Мария Прочухаева, подняла вопрос о ключевых параметрах успеха инклюзивного образования, включая нормализацию, активность, субъектность и творчество. Специалист уверена, что инклюзивное образование можно и нужно развивать, а дети с особенностями развития должны получить свой шанс не только адаптироваться к обычной жизни, но и реализовать свой потенциал.
Круглый стол стал площадкой для активного обмена опытом и идеями о создании инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок может развиваться и обучаться наравне с другими. Участники поделились надеждами на создание более комплексной и доступной образовательной среды для всех детей.
Интересные и важные темы затронули спикеры, участвующие в обсуждении кейс-технологии «SMART-библиотека детского сада».
Модератор кандидат исторических наук, проректор МПАДО, академик Российской муниципальной академии Ирина Комарова настроила участников беседы на разговор о чтении-воспитании, чтении-развитии и чтении-развлечении в дошкольном детстве, на размышления о книге как нравственной опоре и раскрыла тему «Круг чтения в ДОО. Перемены и разрывы». В частности, спикер сообщила, что современное чтение и его цели в наше время претерпели значительные изменения. Раньше чтение было способом уйти в мир фантазий, насладиться высоким искусством, но теперь акцент смещен на научно-популярную литературу даже среди дошкольников. Это связано с тем, что научные знания становятся важнее художественного восприятия.
О смарт-библиотеке как новой сущности для сферы цифровой трансформации рассказал Алексей Демидов, аналитик Московского государственного института культуры, лидер общественного движения «Информация для всех».
СМАРТ-библиотеки — это новое и захватывающее направление в мире библиотечного обслуживания, ставшее отражением цифровой трансформации, происходящей в нашем обществе, проинформировал эксперт. Идея создания СМАРТ-библиотеки и игротеки на базе детских садов как пространства, где дети смогут познакомиться с книгами, мультфильмами и развивающими играми еще до поступления в школу, представляется своевременной, однако на текущий момент методология и методика этого процесса все еще находятся в стадии разработки. Спикер поблагодарил Татьяну Дмитриевну Жукову и журнал «Современное дошкольное образование» за активное развитие этой темы и внедрение смарт-подходов в детское образование.
Об актуальных вопросах семейного воспитания и важности духовно-патриотических бесед с детьми говорила Надежда Вальнер, кандидат педагогических наук, доцент, кандидат социологических наук, сотрудник Псковского областного института повышения квалификации.
Размышляя о роли книг, спикер высказала мнение, что они служат основой для общения между родителями и детьми и что именно через книги можно научить матерей взаимодействовать с детьми, расширяя их читательский опыт.
Автор-составитель хрестоматии «Разговор под цветущими липами» рассказала о своем стремлении через эту книгу создать содержательное пространство, где каждая семья может найти мудрость и советы, которые помогут в воспитании, и выразила надежду, что это станет той связующей нитью, которая поможет родителям и детям вместе находить радость в книгах и культуре.
Расширила границы темы выступлением «Книги как духовный оберег детства» Татьяна Жукова, кандидат педагогических наук, президент Ассоциации школьных библиотекарей, автор проектов «Обнимем ребенка с книгой», «Читающая мама – читающий ребенок – читающая страна».
Спикер с тревогой сообщила, что сегодня в России остро проявляется кризис детского чтения, потому что ребенок часто растет среди не читающих взрослых. В частности, исследования показывают, что у современных матерей ограниченный словарный запас — всего 600 слов. У детей, особенно младших, часто нет доступа к книгам, что усугубляет ситуацию. Важно направлять творческую энергию на созидательную деятельность и восстановление интереса к чтению как к основной ценности.
Ярким завершением форума стала Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек…»
Ведущая Алла Лихачева-Мироненко, детский писатель и поэт, член Союза детских и юношеских писателей, ведущий редактор издательства "МОЗАИКА kids", общалась с аудиторией, задавала вопросы, анализировала ответы и, конечно, вручала замечательные книжные призы.
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОМОЩНИКИ
Московский педагогический государственный университет на протяжении многих лет оказывает поддержку мероприятиям, которые проводит для педагогов Международная педагогическая академия дошкольного образования. И в этот раз очень ценной была помощь волонтеров и в части организации мероприятия, и в участии специалистов – журналистов, фотографов, видеографов в его освещении. Команда из 55 добровольных помощников выполнила все поставленные задачи, следуя лучшим традициям волонтерского движения, продемонстрировав высокий уровень ответственности, исполнительности. Особенно ценны проявленные при этом студентами профильного вуза инициативность, высокий уровень журналистского мастерства, интерес к контенту и спикерам мероприятия.
БЛАГОДАРНОСТИ
Организаторы форума выражают глубокую благодарность государственным, общественным, государственно-общественным органам и структурам:
Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ, Общественной палате РФ, Общероссийскому профсоюзу образования, Союзу женщин России, Российской муниципальной академии за принятие идеи и поддержку.
Московскому педагогическому государственному университету в лице ректора Лубкова А.В. и Институту журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ за высочайший уровень организации работы студентов-волонтеров для обеспечения проведения и профессионального журналистского сопровождения форума в лице: проректора по связям с общественностью МПГУ Владимировой Т.Н., директора Дирекции креативных программ Института журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ Мажуры А.В., заместителя директора Дирекции креативных программ педагога-куратора Матюхиной Е.Н., преподавателя института Морозова Р.П.
Компаниям – партнерам форума:
«Росигрушка», «Инновации детям», ТД «Светоч», «Бабашки», «Сиреневая мультстудия», «Мозаичный парк», «Развивающие игры Воскобовича», «IQ кубики», «Царицынская игрушка», МагМАтик, «Опора для души», «ЛЕЙЗИ МЬЮЗИК», ТД «Феникс», журнал «Понимашка», журнал «Дошкольный мир», Издательская группа «Актион Образование», ОМЕП.
Средствам массовой информации:
Журнал «Вестник образования России», сетевое издание «Учительская газета», журнал «Дошкольный мир», сетевое издание «Учительская Россия»
За информационную поддержку:
Пресс-центр ТАСС, информационные площадки «Экспоцентра» и выставки «Мир детства», интернет-издание «Капитал страны», Министерство образования и науки Республики Дагестан, Центр мониторинга и сопровождения образования г. Рязань, КУРО, Саратовский областной институт развития образования, Белгородский ИРО, Владимирский ИРО, Российский комитет ОМЕП, МПГУ, МГПУ