Войти
Москва, ул. Мневники, д.7, корп. 1
+7 (499) 946-38-05
МПАДО
0
Корзина
Поиск
Об Академии
  • Об Академии
  • Инновационные проектные площадки МПАДО
  • Реализованные проекты
  • Кафедра ЮНЕСКО
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления
    • Документы
    • Образование
    • Нормативные документы дополнительного образования
    • Руководство.Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Международное сотрудничество
    • Библиотека
    • Вакантные места для приема (перевода)
  • Партнеры
  • Отзывы
Обучение
  • Курсы повышения квалификации
  • Курсы профессиональной переподготовки
  • Вебинары, семинары, мастер-классы, марафоны
  • Обучающие видеозаписи
Конференции
Новости
  • Новости
  • Фотогалерея
    • Семинары и курсы
    • Круглые столы
    • Форумы
    • Конференции
  • Вопрос ответ
Контакты
    МПАДО
    Меню  
    • Об Академии
      • Об Академии
      • Инновационные проектные площадки МПАДО
      • Реализованные проекты
      • Кафедра ЮНЕСКО
      • Сведения об образовательной организации
        • Основные сведения
        • Структура и органы управления
        • Документы
        • Образование
        • Нормативные документы дополнительного образования
        • Руководство.Педагогический (научно-педагогический) состав
        • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
        • Стипендии и иные виды материальной поддержки
        • Платные образовательные услуги
        • Финансово-хозяйственная деятельность
        • Международное сотрудничество
        • Библиотека
        • Вакантные места для приема (перевода)
      • Партнеры
      • Отзывы
    • Обучение
      • Курсы повышения квалификации
      • Курсы профессиональной переподготовки
      • Вебинары, семинары, мастер-классы, марафоны
      • Обучающие видеозаписи
    • Конференции
    • Новости
      • Новости
      • Фотогалерея
        • Семинары и курсы
        • Круглые столы
        • Форумы
        • Конференции
      • Вопрос ответ
    • Контакты
    0
    +7 (499) 946-38-05
    МПАДО
    Поиск
    Кабинет
    0
    Корзина
    Вход
    Регистрация
    • Об Академии
      • Назад
      • Об Академии
      • Об Академии
      • Инновационные проектные площадки МПАДО
      • Реализованные проекты
      • Кафедра ЮНЕСКО
      • Сведения об образовательной организации
        • Назад
        • Сведения об образовательной организации
        • Основные сведения
        • Структура и органы управления
        • Документы
        • Образование
        • Нормативные документы дополнительного образования
        • Руководство.Педагогический (научно-педагогический) состав
        • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
        • Стипендии и иные виды материальной поддержки
        • Платные образовательные услуги
        • Финансово-хозяйственная деятельность
        • Международное сотрудничество
        • Библиотека
        • Вакантные места для приема (перевода)
      • Партнеры
      • Отзывы
    • Обучение
      • Назад
      • Обучение
      • Курсы повышения квалификации
      • Курсы профессиональной переподготовки
      • Вебинары, семинары, мастер-классы, марафоны
      • Обучающие видеозаписи
    • Конференции
    • Новости
      • Назад
      • Новости
      • Новости
      • Фотогалерея
        • Назад
        • Фотогалерея
        • Семинары и курсы
        • Круглые столы
        • Форумы
        • Конференции
      • Вопрос ответ
    • Контакты
    • Мой кабинет
    Корзина 0
    • +7 (499) 946-38-05
    Москва, ул. Мневники, д.7, корп. 1
    academia@mpado.ru
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    ГЛАВНАЯ СЕРТИФИКАТЫ ЗАЯВКИ КАБИНЕТ
    КОРЗИНА

    И.И. Комарова: «Самое главное - очень тонко и ответственно подходить к выбору средств ИКТ для обучения и воспитания детей»

    • Главная
    • Новости Академии
    • Новости
    • И.И. Комарова: «Самое главное - очень тонко и ответственно подходить к выбору средств ИКТ для обучения и воспитания детей»

    Ирина Комарова рассказала журналу СДО о пользе и вреде использования ИКТ в дошкольном образовании.

    Очередной вопрос пятилетней дочери поверг меня в ступор.
    - Не знаешь?
     - Нет.
    - Ну, посмотри в интернете.

    Вот! И от этого не спрятаться – не скрыться. Интернет вокруг нас, компьютеры, планшеты, смартфоны и прочие гаджеты заполонили все пространство. Мы читаем в интернете, учимся на онлайн-курсах, общаемся в социальных сетях. Да чего там говорить, даже вопросы, касающиеся собственного ребенка, решаем с воспитателем в чате.

    Нет, достоинства такой удобной и «умной» жизни мы нисколько не умаляем. Записываемся к врачу, оплачиваем услуги и покупаем товары, имеем возможность смотреть хорошие фильмы и познавательные программы. Но все хорошо в меру. Особенно в том, что касается детей, их доступа, досуга, обучения и воспитания посредством информационно-коммуникационных технологий. Как определить эту меру? Как дать ребенку строго то, что соответствует его возрасту и развитию?

    И только ли компьютеры и современные средства связи входят в понятие ИКТ?

    На вопросы о проблемах, перспективах, задачах и целях использования ИКТ в дошкольном образовании отвечает ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН и Минэкономразвития России, член Рабочей группы по развитию информационного общества в России Общественной палаты РФ Ирина Ильинична Комарова.

    - Ирина Ильинична, как используются ИКТ в дошкольном образовании?

    Прежде, чем говорить, как они используются, следует рассмотреть, что из себя представляют информационно-коммуникационные технологии, или как формулирует закон об образовании «информационно-телекоммуникационные технологии». Большинство из нас под ИКТ понимают компьютер в сети Интернет. В таком смысле ИКТ используются, к счастью не очень активно как детьми, так и педагогами.

    Если же мы рассматриваем ИКТ в широком смысле слова как все то, что можно включить нажатием кнопки, -- плееры, проигрыватели, видео-аудио носители, телевизоры и многое другое, -- то они практически не используются!

    Список ИКТ постоянно расширяется. Сегодня он пополняется музыкальными инструментами, новыми гаджетами и коммуникаторами.

    Таким образом, если говорить о функциях ИКТ в ДОО, то они достаточно обширны: управленческая, коммуникационная, информационная, образовательная и т.д. Из них только образовательная относится непосредственно к детям и то не в полном объеме.

    - Смартфоны и планшеты для просмотра мультфильмов, игр, рисования тоже входят в перечень ИКТ?

     - Да. Точно так же, как компьютер, как системы видеонаблюдения и как телевизор или экран и относятся к так называемым экранным средствам ИКТ. Сегодня уже никто не оспаривает, что ими наносится детям колоссальный вред. При этом ухудшение зрения является самым незначительным фактором, хотя среди родителей и воспитателей бытует мнение, что ухудшение зрения – основная опасность.

    Американские педиатры утверждают, что телевизор, компьютер, планшет разрешены детям только после трех лет и то в минимальных количествах. А канадские исследователи, например, считают, что бесконтрольный просмотр телевизора приводит к истончению костной массы у ребенка.

    - Ирина Ильинична, а есть ли все-таки какие-то нормы? Например, посадить ребенка за компьютер в пять, шесть лет и строго дозировать его деятельность. Ведь есть же масса не развлекательных, а обучающих программ.

    - Нормы есть, как правило, везде, однако регулируют они далеко не все и далеко не везде. – Страны, где развитие экранных технологий началось раньше, раньше обнаружили наносимый ими ущерб. У них были введены более строгие ограничения использования ИКТ. Кроме того, эти нормы ограничивают использование технологий только в дошкольной организации, а не в семье, где ребенок остается уязвимым к воздействию техники.

    В ограничении доступа малыша к компьютеру роль играют, скорее, традиция и этические нормы. Например, мы все знаем, что излучение СВЧ отрицательно действует на человеческий организм, но продолжаем использовать ее, так как это удобно. Точно так же решается вопрос с телевизором, планшетом, компьютером. Правда, в случае с телевизором, далеко не все родители знают об их отрицательном эффекте.

    Многие запреты и табу вырабатываются гражданским и профессиональным сообществом, -- родителями, педиатрами, работниками телевидения, режиссерами и др., прежде чем принимаются на государственном уровне.

    - Тогда какие средства ИКТ наиболее приемлемы в дошкольном образовательном учреждении, в семье, где есть маленький ребенок?

    - Неэкранные. К сожалению, сейчас совсем забыли о радио. А вот, например, в Латинской Америке оно является одним из средств обучения. Давайте вспомним какую роль играло радио всего два-три десятилетия назад. Какие чудные были передачи и для дошколят, и для ребятишек постарше. И познавательные, и развлекательные. Я уж не говорю про утреннюю гимнастику, на которой выросло не одно поколение…

    - Ирина Ильинична, а как же аудиодиски? Со всевозможными песенками, сказками… Почему же они не используются?

    - Сегодня, наряду с существовавшими ранее, появилось множество новых средств воспроизводства. К радиоточкам, виниловым пластинкам, магнитофонам, добавились плееры, телефоны, компьютеры и прочие средства. Новые средства более мобильны. С их помощью запись можно слушать, не сидя под приемником, а в любой точке. Поневоле диски воспринимаются уже как более архаичный носитель информации и часто не принимается в расчет. Однако в немилости не только диски. По данным Министерства образования, даже те ресурсы, которые дают методики об использовании компьютера и находятся в сети в свободном доступе, используются всего на 8-10 процентов.

    В то же время в разработку этих ресурсов вложены колоссальные силы и средства. Наверное, мы сейчас подходим к тому моменту, когда необходимо создавать четкие программы медиа-образования. Этот термин принят в международном педагогическом сообществе. Но я бы сказала иначе: электронное источниковедение.

    - Что это такое?

    - Это наука об источниках. Книжных, например. Есть графические, кино-источники, фото-материалы. И даже зона раскопок археологов – это тоже источник.  В электронном источниковедении источником является цифровой ресурс, который необходимо описывать не только как средство коммуникации, но и информацию, которая необходима детям. То есть нужны совершенно четкие методические пособия по ресурсам, их распределение с точки зрения того, где это может быть использовано. Опять же, в интернете имеется много чрезвычайно полезных для работников системы дошкольного образования ресурсов: разработки игр-занятий, сценарии праздников, подборки стихотворений. Эти материалы тем ценнее, что достать их в печатном виде не представляется возможным. Таких ресурсов очень много, и они сильно различаются по качеству, а отобрать лучшие могут только специалисты. Обычные пользователи часто испытывают большие трудности, например, найти неискаженные тексты сказок.

    - А есть ли опасность, что ребенок, чувствуя легкость в получении информации, знаний из обучающих компьютерных программ, не всегда глубоких к сожалению, просто «нахватается по верхам»? То есть, достаточных для того, чтобы блеснуть эрудицией, скажем, в кругу друзей, но совершенно недостаточных для «образованности».

    -Этот вопрос скорее относится к школьному, чем дошкольному возрасту.

    Гораздо большая опасность в том, что экран обладает гипнотическим действием. Вот одно из наблюдений: малыш может смотреть интересный мультфильм по телевизору и при этом реагировать на что-то еще. Но как только начинается реклама, он превращается на пять минут, образно говоря, в зомби. Дети не защищены. И если с более старшими детьми мы могли бы проводить занятия по медиа-образованию, учить их защищаться от этого, то малышам сложно это объяснить.

     Еще одна большая опасность: классификация передач 0+ - это условность. Новости, например, влияют на ребенка так же плохо, как и просмотр боевиков и спортивных передач, которые принято смотреть всей семьей.

    Очень часто сталкиваемся с тем, что ребенок до пяти лет, смотря любое кино, воспринимает все происходящее на экране как происходящее с ним. Отсюда кошмарные сны, расстройство психики. Если говорить об интернете, то, к сожалению, в большинстве семей компьютер выполняет функцию няни. И не всегда просматриваемые страницы контролируются. 

    - Ирина Ильинична, узнав о таких опасностях, проблемах, которые могут возникнуть, любой родитель готов сказать: «Может ну его, этот технический прогресс! Давайте как раньше – воспитывать и учить по книжкам, картинкам, рисовать, читать, рассказывать».

    - Ничто не заменит ребенку укачивание мамой, а не электронными качелями. Ничто так не отложится в голове, как прочитанная бабушкой книжка с картинками. И уж конечно с ребенком обязательно нужно разговаривать. А то, что именно рисование развивает мелкую моторику – это давно доказанный факт (кстати, известно ли родителям зачем нужно развивать мелкую моторику?).

    Давно установлено, что наилучшим вариантом использования компьютерных технологий детьми является следующий:

    От 0 до 3 взрослый оберегает детей от компьютера.

    ОТ 3 до 5. – знакомит ребенка с функциями компьютера.

    От 5 до 7 – использование компьютера исключительно для обучающих программ по математике и языку.

    Кроме того, очень распространены сейчас книги, создаваемые вместе с детьми, в единственном экземпляре. Фотографии, позволяющие сохранить памятные мгновения. Сайты, разработанные специалистами, из разряда «собери картинку» и тому подобное. Различные проекторы, интерактивные доски. Никто же не говорит, что это опасно или плохо.

    Самое главное, очень тонко и ответственно подходить к выбору средств ИКТ для обучения и воспитания детей.

    Итак, использование ИКТ в дошкольном образовании – тема достаточно обширная. Есть много за и против. Есть, кстати, и книга «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», соавтором которой выступила Ирина Ильинична Комарова. Этой теме будет посвящена и отдельная секция в рамках Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», которая пройдет в мае на базе МГУ им. М. В. Ломоносова. Диалог явно станет конструктивным, и, возможно, мы узнаем много нового об этой теме из рекомендательных документов по итогам конференции.

    Автор: Елена Рожкова

    Подписаться на рассылку Узнавайте о новостях на нашем сайте первыми
    Подписаться

    Назад к списку
    Проекты
    АРКАДО
    Конференции
    Форумы и круглые столы
    Инновационные проектные площадки МПАДО
    Образование
    Курсы повышения квалификации
    Курсы профессиональной переподготовки
    Вебинары, семинары, мастер-классы, марафоны
    Обучающие видеозаписи
    Скидки и акции
    Академия
    Сведения об образовательной организации
    Преподаватели
    Политика конфиденциальности
    Варианты оплаты
    Будьте всегда в курсе
    Оставайтесь на связи
    Наши контакты

    +7 (499) 946-38-05
    Пн. – Пт.: с 9:30 до 18:00
    Москва, ул. Мневники, д.7, корп. 1
    academia@mpado.ru
    © 2023 Все права защищены.
    Версия для слабовидящих
    0