Для участия в мероприятии из далекой Якутии прибыли гости: Мария Кимовна Иванова, заведующая МБДОУ Детский сад «Веселые нотки», г.Вилюйск, Надежда Владимировна Софронеева, МБДОУ ЦРР – детский сад «Туллукчаан», г. Вилюйск, и Екатерина Афанасьевна Харлампьева, МБДОУ детский сад «Мичээр», Вилюйский улус, с. Илбенге.
Встречу открыла проректор МПАДО к.и.н. И.И. Комарова. Она рассказала об истории формирования рабочей группы по теме «Малокомплектный детский сад», отметив, что на 10-й Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ-2020) эта тема вызвала очень большой интерес участников, а ее обсуждение в профессиональном сообществе помогло сформулировать актуальный вопрос: «Почему так важен малокомплектный детский сад и чего не понимают политики?».
Ирина Ильинична сообщила, что в современном мире динамично развиваются науки и технологии, происходит активное наступление цифровизации по всем фронтам, в том числе в системе образования, и в связи с этим ЮНЕСКО предупреждает цивилизованные страны о наступающей образовательной катастрофе. Задача педагогического сообщества – грамотно сориентироваться в новых условиях и использовать науку для индивидуализации образования, выстраивания эффективных траекторий для каждого ребенка. В данном контексте именно малокомплектный детский сад в силу небольшого количества детей может стать лучшей площадкой для методичной отработки образовательных технологий.
Участники круглого стола из Республики Саха (Якутия) рассказали о своих практиках, об организации учебного и воспитательного процесса, о взаимодействии с родителями, с органами образования и муниципальными властями, о совместных проектах с библиотеками и центрами детского творчества, о коммуникациях со школой и выстраивании конструктивных отношений с одним из главных «поставщиков» кадров для ДО региона - Вилюйским педагогическим колледжем. Коллеги продемонстрировали презентации, рассказали о сохранении национальной компоненты и традиционных ценностей в воспитательном процессе, поделились своими проблемами и достижениями.
Так, М.К. Иванова выделила как особенно успешную практику использования в своем образовательном учреждении нового ресурса – введения штатной единицы тьютора, которому делегирована важная задача в социализации детей, организации работы с родителями, проектировании образовательной среды для разновозрастных групп детей.
Н.М. Софронеева рассказала об интересных и разнообразных формах организации познавательной проектной деятельности в своем культурном образовательном центре.
Уникальный опыт работы сельского детского сада, который расположен в отдаленном районе, в 200 километрах от города Вилюйска, представила Харлампьева Е.А. Основной опорой в ее работе руководителя ДОО является конструктивное взаимодействие с начальной школой и культурным центром своего села. Кроме этого ресурса, Екатерина Афанасьевна нашла еще один способ для профессионального роста своего коллектива, поиска новых точек роста и получения методической помощи в организации работы детского сада, находящегося в отдаленном районе, организовав сетевое взаимодействие с малокомплектными детскими садами своего региона.
Все участники семинара высоко оценили качество проведенной встречи, отметили пользу от живого обмена мнениями и проведенной дискуссии по ключевым темам, подтвердили готовность к сотрудничеству, тиражированию своего опыта и сформулировали перечень проблем, требующих решения:
- В системе дошкольного образования отсутствует нормативная база для организации образовательной и воспитательной работы в малокомплектном детском саду и в разновозрастных группах детей.
- Требует изучения и повсеместного внедрения хорошо зарекомендовавшая себя система тьюторства.
- Необходимо ввести в практику постоянное взаимодействие малокомплектных детских садов с системой среднего и высшего профильного образования на основе договорных взаимовыгодных отношений.
- Требует внимания организация системы подготовки ответственного родительства для формирования единой образовательной среды в детском саду и дома, в том числе создание школы для родителей, их сертификация для оказания добровольной помощи в образовательном процессе.
- Существует большая потребность в методических материалах для воспитателей и педагогов малокомплектного детского сада.
- Необходимо пересмотреть кадровую политику в отношении комплектования штатного расписания малокомплектного детского сада, обязательное включение в штат социального педагога.
- Требуется на постоянной основе консультационная помощь представителей Министерства просвещения РФ, региональных министерств и других компетентных органов по применению нормативных документов (ФГОС, СанПиН и др.) для разновозрастных групп малокомплектного детского сада.
- Важна административная поддержка органов системы образования в организации и поддержке сетевого взаимодействия как эффективного ресурса для развития и обогащения образовательных методов и практик.
Гости круглого стола поблагодарили МПАДО за заинтересованное отношение и глубокое понимание рассмотренных вопросов, выразили надежду на развитие отношений и методическую помощь. Проректор МПАДО Ирина Комарова, которая много лет тесно сотрудничает с регионом, высоко оценила профессионализм специалистов Якутии и динамику развития системы дошкольного образования в этом регионе.

