В центре внимания ученых – участников семинара – на этот раз был диалектический анализ, который применял Л.С. Выготский в своих работах. Николай Евгеньевич Веракса и Николай Николаевич Вересов в дискуссии раскрыли понятие диалектики и диалектического анализа в теории культурно-исторической концепции.
Термин диалектика обозначает способ анализа процесса развития: исторического, биологического, экономического, психологического, а диалектический анализ - это наиболее глубокое исследование любого процесса развития. Вот почему Л.С. Выготский обращается к диалектике, считая, что самое полное понимание процесса всестороннего развития ребенка возможно, если только мы будем использовать диалектический опыт, т.е. наше исследовательское мышление должно стать диалектическим мышлением. Конечно, прямое применение диалектики в психологии невозможно, потому что это философский метод, но законы психологического развития подчиняются и сопрягаются с универсальными, всеобщими законами диалектики.
Диалектический метод связан с понятием противоположности, изученным и сформулированным Львом Семеновичем Выготским, который в совершенстве владел этим инструментом и успешно им пользовался. Современные ученые – участники семинара разделяют, успешно развивают и применяют эту научную идеологию. Так, Н.Е. Веракса утверждает: «Всегда существует две противоположности: наличие одной из них предполагает наличие другой, они предполагают наличие друг друга, и в то же время исключают друг друга».
В качестве примера диалектических вопросов ученые предложили такие: может ли быть дождь зимой, может ли быть зимой радуга, может ли быть дождь сухим? Такие вопросы заставляют размышлять, философствовать, искать ответы.
Диалектическое мышление содержательно связано с решением трех типов задач:
- создание творческого продукта;
- понимание процессов развития;
- преодоление противоречий.
Диалектика – инструмент возможностей и действия ребенка.
Ученые затронули также темы о парадоксе развития и идеальной форме. Ребенок развивается, когда «идеальная форма» уже существует: «В развитии ребенка то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала».
Для Выготского «парадокс развития» - это системный взгляд. Развитие ребенка разделяется на две основные линии: 1) биологическое формирование элементарных процессов; 2) социально-культурное образование высших психических функций, из объединения которых возникает реальная картина детского поведения. И когда мы хотим развивать в ребенке, например, память, то не надо просто бессмысленно его тренировать, необходимо давать ему средства в виде заданий, которые можно визуализировать (различные напоминалки, записочки), а затем в ходе развития, постепенно, из социально-организованной культуры память станет внутренней культурой ребенка.
На семинаре спикеры поднимали вопросы отношения Выготского к работе мозга человека; обсудили смыслы и подходы к классификации; остановились на переживании как этапе развития ребенка; поговорили о развитии социальной ситуации, о создании ребенком мнимой ситуации в своем воображении, а затем реализации ее в игре, и других важных темах.
Участники семинара задавали вопросы и благодарили за интересную беседу и информацию к размышлению.
Три интереснейших часа пролетели незаметно. Намечены темы для обсуждения на будущее. Ну а в ожидании следующего семинара вы можете просмотреть запись беседы от 20.07.2022 г.