В центре внимания ученых – участников семинара – на этот раз стали законы высших психических функций, которые сформулировал Л.С. Выготский в своих работах. Николай Евгеньевич Веракса и Николай Николаевич Вересов считают, что открытия сделанные ученым, сопоставимы с открытиями ученых в физике, биологии и математике. Одним из вкладов в мировую психологию было то, что Выготский разработал вместе со своими учениками, последователями и коллегами теорию Культурно-историческое развитие высших психических функций(ВПФ), а эта теория построена на ряде законов, которые Л.С. Выготский открыл, обосновал, экспериментально подтвердил и оставил нам, как говорится, в наследие.
При понимании законов ВПФ, многие исследователи сталкиваются со следующими трудностями:
- в разных работах формулируются разные формулировки законов;
- иногда имеются в виду не психологические законы, а биологические или педологические;
- иногда Выготский говорит о законах из других теорий.
Один из главных тезисов Выготского: Возникновение и развитие ВПФ происходит в процессе культурного развития ребенка, т.е. в процессе овладения культурными (опосредованными знаками) формами поведения. В этом смысле развитие ВПФ есть «внутренняя» (психологическая) сторона культурного развития. Развитие ВПФ – это процесс, который происходит внутри другого процесса, который и называется культурное развитие. В ходе культурного развития проявляется внутренняя, психологическая сторона, когда в ходе культурного развития ребенка одновременно начинает формироваться ВПФ, включая произвольное внимание, логическое мышление, творческое воображение.
Николай Николаевич Вересов разделил законы на две группы: Законы генезиса (происхождения) ВПФ и Законы реорганизации (преобразования) ВПФ.
Николай Евгеньевич Веракса поддержал идею деления законов на две группы, но также предложил поделить их на два уровня: общие и частные законы.
В завершении семинара Николай Николаевич Вересов обратился к слушателям семинара на необходимость обучать детей мыслить: «Уважаемые коллеги, воспитатели, учителя, дошкольные работники, конечно, знание детям давать необходимо, но дело все в том, что в современном мире, в 21 веке, они знания получают из такого огромного количества источников, из которых, Вы, как носитель знания, занимаете только процентов 10. Это не как в былые времена, знания получали только от мамы, от учителя и немного от телевизора. А вот ни один телевизор, ни один компьютер не научит ребенка мыслить, т.е. анализировать материал. Для того чтобы анализировать, нужно чтобы было мышление. А чтобы было мышление, нужно чтобы были внутренние средства, т.е. логика, логические действия. Вот в этом в развитии мышления, в частности логических действий, и заключается настоящая цель образования. А не в том, чтобы дать знания. А научить детей мыслить, кроме вас никто не сможет».
Участники семинара задавали вопросы и благодарили за эфир, доступное и шикарное изложение законов Л.С. Выготского.
И снова три интереснейших часа пролетели незаметно. Намечены темы для обсуждения на будущее. Ну а в ожидании следующего семинара вы можете просмотреть запись семинара от 18.10.2022 г.