Так, имеющая большой авторитет в области дошкольного образования во всем мире, Конференция ЕССЕ, сохранив свою концепцию, шагнула в регионы нашей страны, получила новое звучание и социальную значимость. Повестка ЕССЕ-РЕГИОН уникальна не только концентрированной программой:
- выступления топовых спикеров, представителей управления системы образования, исследователей детства,
- демонстрация новых образовательных технологий, основанных на базе лучших классических традиций воспитания,
- представление оригинальных авторских практик, творческих разработок, программ по теме конференции,
- игровые, музейные, театральные, фольклорные, литературные проекты.
В деловую программу также включены научные секции, симпозиумы, круглые столы, мастер-классы, практические сессии, общение в прямом эфире.
Заявки на выступления с докладом или представлением своего опыта многократно превысили допустимый регламент, но не остались без внимания: все тексты выступлений и представления практик войдут в электронный сборник по итогам конференции, а кому-то из участников будет предложена публикация в журнале «Современное дошкольное образование».
В рамках конференции МПАДО и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) проводят международное исследование «Система ценностных ориентаций в условиях дошкольной образовательной организации», чтобы понять, какие ценности взрослые – педагоги и родители – считают наиболее важными для формирования личности ребенка.
Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), доктор педагогических наук Антонина Григорьева
В Якутске, стоящем на вечной мерзлоте, потеплело на несколько градусов от позитивных эмоций и горячего обмена мнениями, от радости общения единомышленников. Разница во времени и в часовых поясах нисколько не снизила активности участников. На мероприятие зарегистрировались специалисты дошкольного образования не только из разных регионов, но и из стран ближнего зарубежья: Узбекистана, Таджикистана.
Выступление министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Ирины Любимовой
На пленарном заседании конференции выступили доктор психологических наук, профессор, ректор МПАДО Николай Веракса, заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), доктор педагогических наук Антонина Григорьева, министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Ирина Любимова, первый заместитель председателя Якутской городской Думы Республики Саха (Якутия) Евдокия Евсикова.
Приветствие депутата Государственной Думы РФ Ларисы Тутовой
В своем приветственном слове участникам конференции Лариса Тутова, член Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по просвещению, руководитель Всероссийской общественной организации «Воспитатели России», сказала об актуальности поднимаемой темы, особенно в год, объявленный президентом РФ Годом культурного наследия народов России.
Народные традиции – это естественная среда, в которой растут малыши в Якутии
Надо сказать, что в Якутии особенно бережно относятся к культурным традициям, самобытности своего народа, в том числе и к сохранению родных языков населяющих республику народов. В Республике Саха (Якутия) – два государственных языка и пять официальных: эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский и чукотский.
В выступлениях спикеров прозвучала масса интересных фактов, которые доказывают большую заинтересованность и руководителей органов образования, и педагогов-дошкольников, и всех народов Севера в сохранении гражданских ценностей российского общества и создании системы воспитания и образования, построенной на традиционной духовной культуре.
Дети с удовольствием узнают об истории и традициях своего народа, надевают старинную одежду, поют песни и разучивают танцы
Вот таким предстает перед нами дошкольное образование Якутии в цифрах и фактах:
- Первый детский сад в Якутии был открыт в 1921 году.
- Сегодня в республике 788 организаций дошкольного образования.
- Более 9000 преданных своему делу педагогов создают условия для благополучного детства 73 000 воспитанников якутских детских садов.
- Республика входит в ТОП-5 по достижению качества дошкольного образования.
- Доступность образовательных организаций близка к 100%, однако нередко этот показатель обеспечивается за счет уплотнения групп, и это временная вынужденная мера.
- 52 индивидуальных предпринимателя реализуют программы дошкольного образования, оказывая поддержку государственной системе ДОО.
- В 2021 году введено 13 детских садов на 1000 дополнительных мест. Стали открываться мега-сады на 280 воспитанников.
- В республике отмечается быстрый демографический рост. С начала года в Якутии появился 701 малыш (из них 10 двойняшек).
- В 292 детских садах основные образовательные программы дошкольного образования реализуются на русском языке, в 499 – на якутском языке, а в семи – на эвенском.
- Системообразующими мероприятиями регионального комплекса мер по сохранению родных языков с 2006 г. являются праздники: 13 февраля – День родного языка и письменности, 25 ноября – День Олонхо – якутского героического эпоса, провозглашенного ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества, 30 ноября – День хомуса, якутского национального варганного инструмента.
- Благодаря развитию технологий мультимедиа, для обогащения языкового образования детей успешно применяются цифровые ресурсы.
- Летом 2021 года в Республике Саха (Якутия) принят Закон о патриотическом воспитании.
Любимова Ирина Павловна, министр образования и науки РС, сформулировала суть подхода в вопросах воспитания: «Нас волнуют вопросы сохранения разнообразия и вариативности дошкольного образования, уникальных этнокультурных подходов: какие условия в детском саду и в семье должны быть сохранены и созданы для развития маленького человека, способного проявлять свою инициативу и желание познавать себя, своих друзей, глобальный мир, при этом не теряя свои корни, культуру и прошлое» и определила базовый механизм социокультурной модернизации в республике как соединение инициативы и инновации, «так как образование в широком социокультурном смысле – это проектирование будущего. Образование как институт социализации несет, прежде всего, ценностные, целевые установки, превращаясь в «лабораторию жизни». Министр подчеркнула большую роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка: «Вся воспитательная работа в ДОО строится на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей».
Соведущая конференции – проректор МПАДО кандидат исторических наук Ирина Комарова (слева) выступила с докладом «Краеведение как механизм развития территории»
Подводя итоги первого дня конференции, соведущая конференции, проректор МПАДО Ирина Комарова не смогла сдержать эмоций: «Да вы, дорогие коллеги, делаете огромную работу, создаете совершенно уникальные проекты, да вы цены себе не знаете!»