Два летних дня – 9 и 10 августа 2025 г. - сконцентрировали в Московском инновационном кластере «Ломоносов» дошкольное детство во всем его многообразии, объединив в едином гармоничном аккорде объемную деловую программу с мощной, яркой позитивной энергетикой участников форума работников дошкольного образования России и мира.
Форум «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0» убедительно подтвердил свой статус уникального пространства для профессионального общения и обмена мнениями на основе взаимопонимания, взаимоуважения и сотворчества и масштабно заявил о себе новым содержанием, отражающим слоган «Объединяя дошкольный мир».
Более 6000 участников – лучшее подтверждение актуальности сформулированной организаторами повестки, поддержанной органами власти, профессиональным сообществом, широкой общественностью, средствами массовой информации и полностью отвечающей государственной образовательной политике.
На площадках Форума состоялся профессиональный разговор о смыслах, целях и задачах системы дошкольного образования; о миссии педагога в формировании личности ребенка и исключительной значимости дошкольного возраста как определяющего будущее каждого человека и целых поколений; о сохранении и развитии лучших достижений системы российского дошкольного образования, о преемственности и традиционных ценностях.
Прошли выступления классиков современной педагогики, лидеров мнений, образовательных политиков, ученых-психологов, авторов новых методик и технологий; дискуссии о преимуществах сплоченного детско-взрослого сообщества и сетевого взаимодействия детских садов России и зарубежных стран; лекции на тему современной образовательной политики дошкольного образования и формирования законодательной базы отрасли; обучающие интенсивы и мастер-классы для педагогов, просветительские программы для родителей; встречи с авторами и иллюстраторами книг, - всего более 100 мероприятий уникального содержания.
На выставочных экспозициях более 40 экспонентов представили большой спектр инновационной продукции для оборудования детского сада, новинки методической литературы и книжную продукцию для библиотеки дошкольника.


Статистика форума «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0»
- Зарегистрированы 10230 участников из 89 регионов Российской Федерации и 22 стран мира.
- Мероприятие посетили более 6000 человек из 78 регионов РФ и зарубежных стран: Армении, Индонезии, Испании, Казахстана, Республики Беларусь.
- Для участия в деловой программе приглашены 480 спикеров из 76 регионов РФ.
- 200 педагогов приехали на форум в составе 19 официальных региональных делегаций.
- В круглом столе «Диалог сквозь время», посвященном юбилейным датам известных во всем мире основателей российской дошкольной педагогики: 120-летию А.В. Запорожца и 100-летию Л.А. Венгера, приняли участие 14 известных ученых, вошедших в золотой фонд педагогической науки, - соратников и продолжателей идей классиков.
- Своих представителей делегировало на форум 21 профессиональное сообщество педагогов-дошкольников.
- 86 участников из 22 стран включились в работу Международной ассамблеи дошкольного образования, проведенной в гибридном формате.
- 74 специалиста дошкольного образования выразили интерес к Международному симпозиуму «Обучение и развитие детей в цифровую эпоху» с участием 13 кафедр ЮНЕСКО и 8 ассоциированных школ ЮНЕСКО в РФ.
- К акции «Голос ребенка» подключились 466 педагогов из 39 регионов РФ, направивших в адрес форума более 1000 открыток с мнениями своих воспитанников об идеальном детском саде.
- 42 педагога из 14 регионов представили народные игры – уникальный ресурс для передачи культурного кода и традиций малой родины.
- 53 участника программы из 16 регионов РФ предложили свои разработки игровых пособий и лэпбуков.
- 40 компаний стали экспонентами выставки образовательных решений.
- На форум аккредитовались 11 российских и зарубежных СМИ.
ОТКРЫТИЕ ФОРУМА
Церемонию открытия пятого Всероссийского форума работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА» провели абсолютный победитель Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России»-2024 Татьяна Раннинен и актер театра и кино, продюсер канала «Образователи», преподаватель Московского государственного педагогического университета Егор Вадов.
Со сцены прозвучал главный принцип Форума: здесь слушают и слышат Голос педагога, а педагоги учатся лучше слышать Голос ребенка.
Трогательным началом церемонии открытия стала передача открыток, направленных на форум «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0» участниками акции «Голос ребенка», из рук маленькой девочки председателю Оргкомитета форума Николаю Евгеньевичу Вераксе, доктору психологических наук, ректору Международной педагогической академии дошкольного образования, профессору МГУ имени М.В. Ломоносова. «Я бесконечно рад, что всю жизнь работаю в дошкольном образовании; оно у нас, безусловно, лучшее в мире, - произнес под аплодисменты зала Н.Е. Веракса и добавил: - Все мы вместе сможем создать условия для развития, чтобы наши дети были самые умные, самые талантливые, чтобы в них мы видели наше продолжение».
Участников и организаторов форума по сложившейся традиции приветствовали представители законодательной и исполнительной власти, общественных организаций.
В выступлении председателя Комитета по образованию, науке и культуре Совета Федерации Лилии Салаватовны Гумеровой прозвучала высокая оценка значимости события: «Этот форум войдет в историю не только большим количеством инновационных решений, грамотно выстроенной деловой программой, созвездием ярких спикеров, но и тем, что впервые на традиционно профессиональное событие приглашены родители. Это значит, что в одном образовательном пространстве встретятся самые значимые для ребенка люди. Желаю, чтобы ваш диалог был доброжелательным, поддерживающим, наполненным любовью и заботой, осознанием, что период от рождения до школы – главный в жизни маленького человека, за которого мы все в ответе».
Руководитель Всероссийской общественной организации «Воспитатели России», член Комитета Государственной Думы по просвещению Лариса Николаевна Тутова отметила: «Форум уже прожил большую часть своего дошкольного периода, ведь ему сегодня исполняется пять лет. И за это время он очень вырос, повзрослел, успешно овладел всеми ключевыми навыками и креативным многополярным мышлением. Это убедительно подтверждает программа «ОРИЕНТИРОВ 5.0».
От лица Московской городской Думы к форуму со словами приветствия обратилась Татьяна Тимофеевна Батышева. С приветственным словом выступила председатель Общероссийского профсоюза образования Солодилова Лариса Александровна. Были зачитаны приветствия от директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России Александра Владимировича Реута; от президента Российской академии образования Ольги Юрьевны Васильевой.
МЕМОРАНДУМ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
На площадке форума впервые прошла церемония подписания Меморандумов о сотрудничестве между Международной педагогической академией дошкольного образования и организациями, осуществляющими деятельность, направленную на рост качества образования и повышение престижа профессии педагога. Решение сделать пространство дошкольного мира более устойчивым, эффективным, творческим, профессиональным и подписать меморандумы о сотрудничестве с организатором форума «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА» - Международной педагогической академией дошкольного образования (МПАДО) выразили Московский международный салон образования (ММСО), Российский комитет Всемирной организации по дошкольному воспитанию ОМЕП под эгидой ЮНЕСКО, Ассоциация негосударственного образования, Национальный союз предприятий индустрии учебного оборудования и средств обучения и поставщиков образовательных организаций.
Горячими аплодисментами сопроводили участники форума выступление главного вдохновителя и автора идеи проведения форума президента Ассоциации развития качества дошкольного образования, генерального директора издательства «Мозаика-Синтез», члена Экспертного совета Комитета по образованию, науке и культуры Совета Федерации Эльфии Минимулловны Дорофеевой.
Форум вошел в историю не только всеохватывающей деловой повесткой и инновационным подходом к организации интеллектуального, образовательного, просветительского контента, беспрецедентным числом регионов-участников, но и прозвучавшей в финале открытия премьерой Гимна форума, который создали автор текста - музыкальный руководитель, почетный работник образования Российской Федерации Ольга Ярыгина и автор музыки - московский композитор Рифкат Сайфутдинов.


ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Президент России поставил задачу развивать суверенную систему образования, основанную на лучших традициях и практиках отечественной педагогики. В этой парадигме прошло пленарное заседание форума, на котором спикеры проложили генеральные векторы, по которым сегодня развивается наука и практика дошкольного образования, сформулировали проблемы и призвали к детальному обсуждению актуальных вопросов на тематических секциях.
Перед началом пленарного заседания – программного мероприятия форума - прозвучало приветствие от Ямпольской Елены Александровны, советника президента Российской Федерации.
Открыла заседание Писарева Елена Владимировна, заместитель председателя Комитета по образованию, науке и культуре Совета Федерации РФ. Она отметила: «Наша система дошкольного образования очень хрупкая и в то же время очень устойчивая. Хрупкая - потому, что главный объект нашего внимания и заботы – это маленький ребенок, который только начинает познавать мир, и от наших решений и действий зависит, каким будет этот главный этап жизни человека от ноля до семи, насколько успешно мы справимся с задачей формирования личности и каким запасом прочности обеспечим, насколько деликатными, грамотными будут наши методики и практики, используемые педагогами дошкольного образования. А устойчивая – потому что российская система дошкольного образования имеет очень прочные, проверенные десятилетиями и не одним поколением основы… Весь мир признал российскую систему одной из лучших…»
Тему повышения социального статуса педагога и престижа педагогической профессии как важнейших условий реализации стратегии дошкольного образования до 2036 года и вопросы обеспечения социальных гарантий специалистам дошкольного образования раскрыла в своем выступлении Солодилова Лариса Александровна, председатель Общероссийского профсоюза образования.
На форуме «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 4.0» Духанина Любовь Николаевна, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, член Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, председатель Ассоциации негосударственного образования, доктор педагогических наук, профессор, говорила о новых профстандартах и оптимизации оплаты труда работников сферы дошкольного образования.
На «ОРИЕНТИРАХ 5.0» спикер сделала акцент на разграничении трудовых функций и обязанностей и внедрении гибких инструментов развития квалификаций с учетом специфики дошкольного детства. Тезис из выступления эксперта: «Для развития дошкольного образования необходимо создавать справедливую, прозрачную и ориентированную на педагога систему оценки квалификации, делая вклад каждого специалиста видимым и ценным».
Вопросы воспитательной и просветительской работы в системе дошкольного образования раскрыла Приступа Елена Николаевна, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка (ИРЗАР), доктор педагогических наук, профессор.
Образовательная среда, экологичная для ребенка, является контекстом и условием его гармоничного и полноценного развития. Уникальный опыт научно-образовательной экосистемы СИРИУС представила Изотова Елена Ивановна, заведующий кафедрой возрастной психологии МПГУ, руководитель группы направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», кандидат психологических наук.
Восторженную реакцию зала вызвало появление на сцене легендарной Ирины Александровны Винер, президента Всероссийской ассоциации художественной гимнастики, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством». Как педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер И.А. Винер приветствовала участников форума: «Педагоги – это настоящие волшебники, творящие будущее» и просила уделять больше внимания вопросам здоровьесбережения юного поколения.
Батышева ТатьянаТимофеевна, профессор, директор Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы, президент Национальной ассоциации детских реабилитологов, призвала аудиторию внимательно относиться к здоровью дошкольников и реализовывать программу воспитания и обучения с учетом специфики возраста ребенка.
О том, какие фундаментальные и прикладные научные исследования Российской академии образования сегодня наиболее актуальны для системы дошкольного образования и как выстраивается взаимодействие научных и образовательных организаций, рассказал Баграмян Эммануил Робертович, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центра развития образования ФГБУ «Российская академия образования».
Щербак Александр Павлович, заместитель председателя совета Всероссийской общественной организации «Воспитатели России», кандидат педагогических наук, выступил с презентацией на тему «Реализация национальных целей развития России в сфере дошкольного образования: традиционные ценности и цифровые решения», обратив особое внимание на поиск и внедрение эффективных механизмов методической, организационной и цифровой поддержки педагогов дошкольного образования в ключевых направлениях государственной политики — от сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей до использования современных цифровых инструментов, а также представил проект «Электронный портфель воспитателя» как интеграционной платформы для обмена опытом, повышения квалификации и доступа к лучшим практикам.
С большим вниманием участники форума выслушали выступление Натальи Васильевны Алтыниковой, руководителя-координатора межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки, члена общественного совета Рособрнадзора, кандидата педагогических наук, о результатах ее работы по освобождению педагогов от бюрократической нагрузки. Чуть больше года назад на форуме «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 4.0» спикер объявила, что из 50 документов, которые вынужден оформлять педагог дошкольного образования, реально необходимы только два, и дала слово официально добиться такого результата. На пятом форуме она объявила об успешном завершении этой работы. «Мне тогда никто не поверил, что это возможно, - поделилась Наталья Васильевна, - но мне и моей команде удалось это сделать». Чтоб подробнее узнать о ходе работы, правах и обязанностях педагога и воспитателя детского сада, представитель Рособрнадзора пригласила педагогов на тематическую секцию, которая состоялась на следующий день, 10 августа.
КАЛЕЙДОСКОП ЯРКИХ СОБЫТИЙ
Программа, состоящая из более ста мероприятий и других форм активностей, позволила каждому участнику выстроить свой индивидуальный маршрут личностного развития и профессиональных компетенций. В подтверждение - несколько тем и имен звездных спикеров:
- Личность воспитать может только личность – этот посыл был в центре внимания участников динамичной дискуссии «Путь проявленности педагога» с участием Екатерины Евгеньевны Рыбаковой, президента и сооснователя Рыбаков Фонда, основателя фонда «Университет детства», Витольда Альбертовича Ясвина, заведующего кафедрой педагогической культуры и управления в образовании МГИМО МИД России.
- Горячую тему, связанную со снижением бюрократической нагрузки на воспитателя и календарно-тематическим планированием в детском саду, начатую на «ОРИЕНТИРАХ 4.0», продолжила Наталья Алтыникова, руководитель-координатор межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки, член общественного совета Рособрнадзора. Слова эксперта нашли единодушную поддержку зала: «Мы все хотим снизить бюрократическую нагрузку. Я предлагаю отбросить страхи, сомнения, скепсис, а включить позитив, веру в то, что у нас все получится. Понять, что ничего невозможного нет и мы сами придумываем правила, по которым живем».
- Директор ММСО Казарновский Максим Сергеевич провел встречу с девелоперами «Проектирование современных детских садов — проектирование нового качества жизни». Спикеры и аудитория размышляли о том, как влияет инфраструктура на развитие ребенка и о степени ответственности проектировщиков и строителей за образ и качество жизни детей и их родителей.
- Очень полезной сочли для себя педагоги дискуссию о мирном урегулировании конфликтов, которую провела Наталия Евгеньевна Сченснович, профессиональный конфликтолог, лингвист, директор «МИРНО», обладатель премии «Лидер мнений в образовании-2024», кандидат педагогических наук. Спикер разобрала основные причины конфликтов в детских садах и школах и познакомила со стратегиями управления конфликтами.
- Лауреаты Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» и председатель Всероссийского клуба «Созвездие» Анастасия Ивановна Шлемко открыли свою «Мастерскую педагогического вдохновения».
- На территорию успеха педагогов пригласили представители профессиональных педагогических сообществ.
- В холлах кластера «Ломоносов» развернулась большая выставка инновационного оборудования для детских садов.
- Прошел костюмированный фестиваль народных игр.
- Педагоги, методисты и эксперты представляли уникальные региональные и авторские практики. В режиме нон-стоп на площадках работали мастер-классы.
- Лекторий на подушках каждый час удивлял новой темой – от кукольного спектакля, встречи с магистром театральной педагогики из «Школы Сказочников» и шоу иллюзий до бесед с писателями, семейными психотерапевтами, детскими психологами и чтения книг с собаками - помощниками из клуба «Мудрый пес».
- Незабываемой стала церемония чествования официальных делегаций форума.


Эти и десятки других событий создали для участников форума праздничное настроение, дали каждому заряд бодрости и вдохновили на саморазвитие.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОВЕСТКА
Новая страница в истории форума – это обширная международная повестка, представленная двумя крупными событиями, объединенными единым смыслом: в сегодняшних реалиях сотрудничество педагогов для сохранения мира на планете, утверждения традиционных российских ценностей и воспитания новых поколений на принципах дружбы и сотрудничества имеет особое звучание.


9 августа при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО открылся Международный симпозиум «Обучение и развитие детей в цифровую эпоху» с участием руководителей и сотрудников кафедр ЮНЕСКО, а также педагогов-практиков из сети ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации, а 10 августа при поддержке Россотрудничества прошла Международная ассамблея дошкольного образования, объединившая специалистов в области дошкольного образования из России и 22 стран мира.
Подробнее о международной повестке – в отдельном тематическом информационном обзоре.
ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
В рамках форума прошло выездное заседание Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан, на котором был рассмотрен широкий диапазон вопросов, связанных со здоровьесбережением и профилактикой заболеваний у дошкольников, приобщением детей к занятиям физкультурой и спортом, пропагандой здорового образа жизни и защитой ребенка от негативных факторов внешней среды. Участники заседания уделили внимание просветительскими программами для родителей, а также системными решениями по поддержке детей с особенностями развития. Дискуссию ведущих экспертов координировал модератор - председатель Комиссии Общественной палаты по безопасности и ОНК, заместитель председателя координационного совета Общественной палаты Российской Федерации по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан Михаил Станиславович Аничкин.
ДИАЛОГ СКВОЗЬ ВРЕМЯ
Форум прошел в год 120-летия со дня рождения А.В. Запорожца и 100-летия со дня рождения Л.А.Венгера. Профессиональному и человеческому подвигу всемирно известных ученых, составивших славу российской науки и оказавших большое влияние на развитие педагогики и психологии во всем мире, был посвящен круглый стол «Диалог сквозь время».


О настойчивости в достижении целей и непростой, полной противостояний, борьбы, одухотворенности и преданности своим идеям жизни, рассказали современники, соратники, последователи и ученики, каждый из которых – имя собственное в дошкольном мире, яркая, уникальная личность: Лариса Алексеевна Парамонова - директор Московского научного центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, академик РАЕН, председатель Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР) при ЮНЕСКО, Оксана Семеновна Ушакова - доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией развития речи и творческих способностей Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства», академик МАНПО, автор программы «Развитие речи детей дошкольного возраста», Эмилия Ивановна Леонгард - кандидат педагогических наук, создатель особого направления в сурдопедагогике «Формирование и развитие речевого слуха и общения у детей с нарушением слуха» («Системы Леонгард»); работала в НИИ дефектологии АПН СССР, НИИ Дошкольного воспитания АПН СССР, в Центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Людмила Иосифовна Эльконинова – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л. Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ), в Московской высшей школе социальных и экономических наук (ОАНО МВШСЭН), Николай Евгеньевич Веракса – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование», Владимир Товиевич Кудрявцев – доктор психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, Наталия Сергеевна Денисенкова - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Антонина Ивановна Булычева - кандидат психологических наук, директор Психолого-педагогического учебного центра им. Л.А. Венгера «Развитие», Владимир Самуилович Собкин - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий лабораторией «Центр социокультурных проблем современного образования» ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований», Айшат Шихахмедовна Шахманова - доктор педагогических наук, профессор Департамента педагогики, доцент Института педагогики и психологии образования МГПУ, Светлана Николаевна Николаева - доктор педагогических наук, исследователь в области экологического образования, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, автор программы «Юный эколог», Лидия Николаевна Павлова - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Исследовательского центра семьи и детства Российской академии образования, Анна Демьяновна Шатова – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института дошкольного воспитания при Академии педагогических наук РСФСР, автор программ и учебно-методических пособий по дошкольному образованию, Ирина Ильинична Комарова - кандидат исторических наук, проректор МПАДО, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил/ВАВТ Минэкономразвития России, член Координационного совета Общественной палаты РФ по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан.
К юбилейным мероприятиям вышел специальный выпуск журнала «Современное дошкольное образование», в котором размещены статьи и интервью участников встречи, фото из личных архивов и материалы из фонда РАО – уникальный исторический материал, увлекательная, полная трагических и счастливых событий история жизни преданных науке людей и живое свидетельство становления российской педагогики.
Всероссийский форум «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА» завершился на высокой эмоциональной волне. События и материалы по итогам дискуссий, обсуждений, активностей и открытых диалогов с педагогами требуют вдумчивого переосмысления и глубоких выводов.
И уже сейчас начинается подготовка к новым «ОРИЕНТИРАМ» - главному событию года, где дошкольное образование и государственная политика в области дошкольного детства, ребенок и педагог, детский сад и семья – в фокусе внимания.
Вместе мы сила. Вместе мы можем многое!