ДЕНЬ ВТОРОЙ, 14 февраля 2024 г.
Второй день Форума был посвящен презентации педагогических технологий, обмену лучшими практиками, освоению новых инструментариев современного образования, социальным проектам. В формате дискуссионных панелей участники Форума продолжили тему организации образовательного процесса в частном секторе, проиллюстрировав выступления тематическими мастер-классами и демонстрацией прикладного опыта, погружению в вариативность образовательных технологий.
Спикеры рассказывали о рисках и прорывных результатах в области цифровизации образования, об использовании искусственного интеллекта, об успешных проектах в области финансовой грамотности детей и подростков, представили авторские проекты организации учебного процесса в билингвальной школе завтрашнего дня и профилактике девиантного поведения.
Особый интерес вызвала секция «Воспитание в негосударственном секторе: лучшие практики» прежде всего потому, что на ней ярко и эмоционально прозвучала тема формирования личности начиная с самого раннего возраста, и об ответственности взрослых за сопровождение каждого ребенка и создание условий для полного раскрытия его потенциала.
В контексте инновационных практик особенно значимо прозвучало выступление Эльфии Дорофеевой – генерального директора издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», директора по инновациям Международной педагогической академии дошкольного образования.
«То, что личность формируется в дошкольном возрасте и в какой-то степени в начальной школе, многим известно, но не все понимают, насколько это реально важно», - сказала Эльфия Дорофеева. Спикер отметила, что технологии взаимодействия с ребенком дошкольного возраста особенные. Сложность этого возрастного периода в том, что он самый важный в формировании личности и самый специфический. Свои мысли Э. М. Дорофеева подкрепила словами Выготского о том, что личность трудно воспитать - надо создать условия: «Это золотые слова, которые несут глубинные смыслы». Продолжатель Выготского ректор МПАДО профессор, ведущий ученый с международным именем психолог Николай Евгеньевич Веракса создал теоретическую разработку, которую назвал «пространство детской реализации». То есть мы должны создавать для детей то пространство, в котором он может себя проявить как личность, и даем ребенку возможность себя реализовать.
Эльфия Дорофеева рассказала об одном из исследований МПАДО, сфокусировав внимание аудитории только на одном вопросе: «Насколько ценности, прививаемые в семье, противоречат ценностям, которые мы стараемся закрепить в детях в ходе воспитательной работы в детских садах?». Озвученный результат озадачил аудиторию: половина опрошенных воспитателей призналась, что то, чему учат детей родители, входит в противоречие с тем, чему их учат в детском саду. Очевидный вывод: необходимо, чтобы ценности были едиными. И здесь важно отметить, что самым действенным инструментом воспитания без назидания является книга.
Очень важно, КАКИЕ книги надо читать, и КАК их читать. Как один из прекрасных примеров издатель представила готовящуюся к печати хрестоматию «Разговор под цветущими липами. Духовно-патриотические беседы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Сборник включает произведения поэтов и писателей России, устного народного творчества и поделены на смысловые части, каждую из которых предваряют наставления духовного старца Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и советы взрослым, как следует обсуждать с детьми прочитанное.
Если такие книги мы будем читать детям и вместе с ними размышлять о добре и сострадании, чести и достоинстве, о красоте родного края и богатстве родного языка, великой истории своей страны и ее героях, благодарности и честности, почитании старших и настоящей дружбе, это будут уроки воспитания самого высокого качества.
Нельзя игнорировать и забывать главное: процветание страны напрямую связано с ростом интеллектуального потенциала нации и прочности нравственных устоев, которые закладываются в возрасте 0+.
Итоги Форума подвел директор Ассоциации негосударственного образования Роман Султанов: «В первый день Форума мы смогли вместе с профильными ведомствами обсудить вопросы развития негосударственного сектора в России, второй был посвящен нетворкингу и обмену лучшими практиками. По итогам форума мы выработаем новые механизмы поддержки частного сектора образования, которые станут основой предложений в нашей резолюции. Туда войдут в том числе предложения по изменению законодательства — они будут направлены в профильные органы власти».
В Форуме приняли участие научные сотрудники и преподаватели Международной педагогической академии дошкольного образования. Специалисты МПАДО были единодушны в своей оценке общей атмосферы состоявшегося Форума, определившей его успех: авторитетное представительство участников; актуальность повестки; заинтересованность в живом общении; желание выработать конструктивные решения, найти новые грани коммуникаций; честный и откровенный диалог на равных, доброжелательность и взаимопонимание; активный обмен опытом и готовность к сотрудничеству.
По их мнению, такие мероприятия — отличный мотиватор для творческого переосмысления процессов развития образования, ценный опыт, возможность гибко реагировать на вызовы времени.
Форум негосударственного образования стал частью образовательной программы выставки-форума «Россия», генеральным партнером которой выступает Российское общество «Знание».
Организатор Форума - Ассоциация негосударственного образования, созданная для консолидации опыта и экспертности представителей частного сегмента сферы образования в России и открытого диалога с профильными ведомствами и заинтересованными организациями.
Информационные партнеры Форума: Международная педагогическая академия дошкольного образования, Ассоциация развития качества дошкольного образования, журнал «Современное дошкольное образование».
Фото Ассоциации негосударственного образования.