Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) при поддержке Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) провел экспертный семинар «Оценка состояния и прогноз развития системы дошкольного образования: подготовка кадров» в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование».
На организованной ИПЭИ РАНХиГС площадке ZOOM работали 105 экспертов практически из всех федеральных округов России, представляющих Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Минобрнауки России, региональные органы управления образованием, руководство дошкольных организаций и структур дополнительного образования детей. Научные центры были представлены структурами РАНХиГС и НИУ ВШЭ, МГУ имени М.В. Ломоносова и ИСРО РАО, РГГУ им. А.И. Герцена, МПГУ и МГПУ, ГИВЦ МИРЭА, ЛОИРО, Крымским киномедиацентром.
К трансляции на канале YouTube присоединились 2905 специалистов дошкольного образования. Перед слушателями с докладом «Кадровый вопрос в системе дошкольного образования» выступила ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инна Каракчиева. Заместитель директора ЦЭНО РАНХиГС Елена Полушкина и старший научный сотрудник Центра Лариса Бедарева осветили тему «Прогноз развития кадрового потенциала в дошкольном образовании». Презентацию, отражающую позицию профессионального сообщества сферы дошкольного образования, представила проректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), ведущий научный сотрудник ВАВТ/Минэкономразвития России Ирина Комарова.
В выступлениях прозвучало, что только треть выпускников системы СПО по педагогическим специальностям приходят на работу по профилю. В то же время, по статистике, лишь немногим более 60% выпускников педвузов, прошедших обучение по специальностям для системы дошкольного образования, заполняют рабочие места по профилю, а почти 40% уходит в более перспективные, по их мнению, отрасли экономики.
Эксперты отметили, что только 15% субъектов Российской Федерации упоминают в своих стратегиях социально-экономического развития область дошкольного образования, то есть этот сектор системы образования не выделен по в отдельное направление профильных национальных проектов, в связи с чем сложно ждать от органов управления образованием системного подхода к проектному управлению в данной области. Также было отмечено, что при проведении мониторинга дошкольной системы существует очень большая проблема в раздельном сборе информации по категориям детей от года до трех и от трех до шести лет.
В завершении семинара модератор Елена Полушкина объявила о выпуске новой монографии по теме дошкольного образования «Система дошкольного образования: оценка состояния и прогнозы развития», выходящей в декабре 2021 г. в издательстве РАНХиГС «Дело». Монография будет размещена в свободном доступе на ресурсе ЦЭНО РАНХиГС www.ufo-lib.ru.