В этот раз известные ученые с мировым именем Н.Е. Веракса и Н.Н. Вересов обсудили понятие «зона ближайшего развития» в культурно-исторической концепции и ее роль в учебной и игровой деятельности. Каждая новая тема цикла, по задумке ученых, является продолжением и развитием предыдущей. Николай Евгеньевич Веракса, анонсируя содержание беседы, обосновал логический переход тем, что «есть несколько форм развития. Мы можем в качестве формы развития рассматривать не только обучение, но и игру, и творчество, так как развитие — это такой процесс, который, с одной стороны, характеризуется изменениями, а с другой стороны, характеризуется сохранением, и эти два аспекта или две стороны развития присутствуют в обучении. Потому что обучение не может не ориентироваться на то, что уже у ребенка есть, и на то, что будет, предполагается в обучении. Если рассматривать игру, там тоже одновременно присутствует и то, что есть в видимом поле, и то, чего в видимом поле нет. Так и в творчестве: оно не может развиваться без анализа уже имеющегося опыта. Возникают вопросы: понятие «зона ближайшего развития» в обучении и в игре – это одно и то же понятие? И есть ли зависимость зоны ближайшего развития от формы развития?»
В таком проблемном контексте прошел интереснейший семинар с участием двух ученых, которые в беседе поднимали множество вопросов и попытались помочь разобраться педагогам-практикам в трактовке концепта "зона ближайшего развития": как детская игра строит и создает ее; каким должно быть обучение и как его выстраивать в зоне ближайшего развития ребенка, чтобы оно было по-настоящему формой развития; как соотносится «зона ближайшего развития с обучением, игрой и творчеством.
Намечены новые темы, которые ученые намерены обсудить в ближайшее время: это диалектика и диалектическая структура игры. Следите за нашими анонсами и не пропустите возможность пополнить свои знания.
Данный семинар можно просмотреть в записи по ссылке: https://youtu.be/i7ORUciT3oI