Конгресс прошел при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в партнерстве с Российско-Армянским (Славянским) университетом и Кыргызско-Российским Славянским университетом. На форуме обсуждались вопросы положения, функционирования и статуса русского языка как глобального языка науки и образования, языка межнационального общения в информационном и цифровом пространстве стран СНГ.
Аудитория конгресса – эксперты вузов стран СНГ, директора и учителя школ, ученые и педагоги, обучающие русскому языку за рубежом, ученые-русисты и исследователи, редакторы научных журналов и издательств, представители общественности, редакторы средств массовой информации и журналисты, представители цифровых платформ, блогеры, чиновники министерств и ведомств СНГ.
Участники пресс-конференции
Корреспондент журнала «Современное дошкольное образование» принял участие в пресс-конференции, прошедшей в гибридном формате, и задал свой вопрос:
- Институт Пушкина много внимания уделяет не только подготовке преподавателей-русистов, но и проведению мероприятий, связанных со всеми ступенями образования, в России и за рубежом. Хотелось бы знать мнение экспертов в лице участников пресс-конференции стран СНГ, почему система дошкольного образования не включена в полном формате в сферу внимания института как социально значимый проект? Ведь от того, как будут воспитаны и образованы дети дошкольного возраста, на какие ценности будут опираться, впрямую зависит то, какое мировоззрение будет сформировано у нового поколения. Прививать любовь и уважение к русскому языку и культуре важно с самых ранних лет, особенно у детей, живущих в иной языковой среде.
Отвечая на вопрос, руководитель Центра языковой политики и международного образования Светлана Юрьевна Камышева подтвердила важность поднятой темы и высказала мнение о том, что Институт Пушкина – серьезное, авторитетное учебно-научное заведение, но не может заниматься всем и брать на себя такой спектр ответственности: этими вопросами занимаются другие, профильные организации и ведомства. Тем не менее на портале есть страница, на которой размещены методики для работы с малышами, есть разделы «Учим играя», «Детская площадка» и другие.
Модератор пресс-конференции заведующий кафедрой мировой литературы Александр Витальевич Пашков заметил, что дошкольники не остаются вне поля зрения института: в частности, на кафедре мировой литературы реализуются проекты, в том числе для детей-билингвов, по литературной сказке, составляются списки, что читать с детьми, несколько лет назад проводилось интерактивное чтение сказки о Золотом петушке.
Ольховская Александра Игоревна, и.о. директора департамента научной деятельности, поблагодарила за вопрос и согласилась с тем, что качество школьного образования напрямую зависит от качества дошкольной подготовки; пояснила, почему в эксклюзивном исследовании Института Пушкина - Индексе положения русского языка в мире – отсутствуют сведения по детям дошкольного возраста: на первой, дошкольной ступени образования не проводятся системные срезы, сравнительные анализы, то есть нет необходимой статистики и фактических данных, на которых выстраивается данное исследование.
Об особом интересе к прозвучавшей теме сказал заведующий кафедрой русского языка и профессиональной коммуникации Российско-Армянского университета Карен Суренович Акопян.
Ректор Славянского университета Республики Молдова, председатель Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы Татьяна Петровна Млечко сообщила, что в республике есть большой опыт по работе с детьми дошкольного возраста по изучению русского языка и погружению в русскую культуру.
Институт русского языка имени А.С. Пушкина успешно и плодотворно сотрудничает с Международной педагогической академией дошкольного образования и журналом СДО.
Интервью с ректором Института Пушкина Натальей Трухановской в журнале СДО
В 4-м номере журнала «Современное дошкольное образование» за 2022 год опубликовано первое интервью с Натальей Сергеевной Трухановской сразу после ее вступления в должность ректора. Наталья Сергеевна подтвердила намерение развивать и укреплять отношения и объединять наши усилия во благо формирования правильных ценностных ориентиров в детях: «От всей души желаю процветания журналу и всему дошкольному образованию».
Анна Еланская
Фото автора