14 и 15 февраля 2019 года в московском офисе Всемирного банка прошел международный семинар «Повышение качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях». В семинаре приняли участия ректор МПАДО профессор Николай Евгеньевич Веракса, проректор Ирина Ильинична Комарова и преподаватели академии. А также представители современного дошкольного образования и центров развития кадрового потенциала образования из Москвы и регионов РФ (Воронеж, Саратов, Санкт-Петербург, Томск, Ханты-Мансийск, Красноярск, Ярославль, Иваново, Курган и др.), и российские исследователи качества дошкольного образования ECERS. Главными спикерами семинара были гости из Германии профессор Вольфганг Титце, директор Института исследований и развития в сфере дошкольного образования «PädQUIS» и консультант института Дёрте Мюльхаймс, которые рассказали о качестве дошкольного образования в Германии ее оценке и поделились системными подходами к повышению качества дошкольного образования.
Открыли семинар руководитель проектов в области образования Всемирного банка Тигран Гамлетович Шмис и заместитель директора Института системных проектов МГПУ Игорь Богданович Шиян, отметив большое значение оценке качества дошкольного образования. Семинар поддержало издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», которое предоставило для обучения всем участникам семинара русское издание В. Титце, И. Дитрих, К Греннер, А Ханиш, Ю. Маркс «Оценка и развитие качества дошкольного образования».
Особо ценное выступление было ректора МПАДО профессора Николая Евгеньевича Вераксы, который рассказал о роли детства в процессе взросления человека. Н.Е. Веракса высказал важную мысль: «Детство - это особое отношение, которое человек может брать с собой на протяжении взросления. Детство- это не только период, но его отношение с окружающим миром».
Продолжая выступление, Вольфганг Титце поблагодарил Н.Е. Вераксу за такие важные базовые понятия о детстве. Задав аудитории такие вопросы: «Детство - это период времени или качественные отношения? Что мы понимаем под понятием качество?
Если мы хотим помочь развиваться детям, то обязательно надо измерять образования. Исследование качества дошкольного образования стоит остро во многих странах. Многие задаются такими вопросами: как можно измерить качество, как это качество можно улучшить, как оно влияет на развитие ребенка???». В. Титце познакомил участников семинара как можно с помощью методики QUIK проводить внутреннюю оценку для повышения качества дошкольного образования. Используя «Национальный каталог критериев качества дошкольного образования», который отражает современные международные тенденции и во многом соответствует ФГОС ДО помогает руководителям дошкольных учреждений оценить качество дошкольного образования с точки зрения его содержания и профессионализма педагогов. Исходя из полученных результатов, руководители могут организовать процесс повышения качества образования и управлять им.
Также В. Титце отметил, что данный инструмент, не является неким критерием оценки удачного развития детей, так как не все зависит от дошкольной организации. Семья в 2-4 раза больше дает ребенку. То, что ребенок получает дома, колоссально влияет на развитие ребенка. Педагоги могут отвечать за хорошее качество только внутри организации. «Все что делает педагог - это элементы качества, которые начинают действовать с момента, когда ребенок преступает порог детского сада и заканчивают, когда ребенок уходит домой». Но педагог может воздействовать на семью через различные приемы, и как следствие таких воздействий улучшать развитие ребенка.
Дерте Мюльхаймс познакомила участников семинара с программой повышения качества образования «Семь шагов», показала принципы построения каждого из семи шагов и ее практическое применение. Совместно с участниками семинара отработала разработку целей по изменению и повышению качества с помощью инструмента SMART.
Семинар помог участникам по - новому взглянуть на реалии качества дошкольного образования, получить полезные рекомендации по организации процесса повышения качества образования, раскрыл сложности с которыми могут столкнуться специалисты и показал какого высокого качества можно достичь в системе дошкольного образования применяя различные методы.
А главное объединил всех участников семинара, в команду единомышленников стремящихся к улучшению качества дошкольного образования.