6 февраля 2023 г. в Якутске в Доме правительства №2 прошел круглый стол, организаторами которого стал Государственное собрание «Ил Тумэн», Окружная администрация города Якутска, Якутская городская Дума, Управление образования Окружной администрации г. Якутска, «Академия детства имени Т.С. Комаровой», «Арктический государственный институт культуры и искусств», «Малая академия наук РС (Я)» и Международная педагогическая академия дошкольного образования (Москва).
Целью круглого стало выявление и представление лучших практик музыкального образования Республики, согласование целей и ценностей музыкального воспитания детей.
На круглом столе обсуждался рад вопросов:
1. Цели и ценности музыкального образования детей: вчера, сегодня, завтра.
2. Современные векторы развития теории и практики музыкального воспитания детей.
3. Есть ли противоречия между требованиями ФГОС ДО и практикой.
4. Проблемы музыкального воспитания, которые наблюдаются в современной практике.
5. Наличие профессиональных дефицитов.
Круглый стол открыла Евдокия Ивановна Евсикова первый заместитель председателя Якутской городской Думы.
Модераторами круглого стола стали:
- Ирина Ильинична Комарова, проректор по науке «Международная педагогическая академия дошкольного образования», ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России, кандидат исторических наук, г. Москва;
- Анна Иосифовна Буренина, главный редактор журнала «Музыкальная палитра», директор «Аничков мост», кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург.
- Мария Петровна Петрова, начальник Управления образования Окружной администрации г. Якутска, кандидат педагогических наук выступила с приветствием к собравшимся.
Началом работы круглого стола стало поздравление Саргыланы Семеновны Игнатьевой – ректора Арктического государственного института культуры и искусства. «Сегодня хотелось бы отметить высокий профессионализм руководителей организаций, готовящих кадров по художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения, и одним из таких людей является Саргылана Семеновна Игнатьева. В ноябре 2022 года Советом и президиумом Российского профессорского собрания присвоили звание лауреата общенациональной премии «Ректор года» в номинации «Вузы культуры». И во многом благодаря высокому профессионализму Саргыланы Семеновны, таланту руководителя, целеустремленности и стратегическому видению ситуации Арктический государственный институт культуры и искусств сегодня входит в число наиболее динамично развивающихся российских высших учебных заведений.
Сам вуз выиграл в проекте «Приоритет-2030», сделав ставку на развитие креативных способностей детей и молодежи на основе кластерного управления, позволяющего объединить усилия дошкольного образования, школы и вуза, обеспечивая высокий уровень подготовки педагогических и художественных кадров. Тема, с которой выступила Саргылана Семеновна была посвящена именно этому: «АГИКИ как центр развития креативных способностей детей и молодежи».
Выступление Комаровой И.И. «Обзор программ по музыкальному воспитанию детей в системе дошкольного образования России», было посвящено исследованию состояния музыкального образования, осуществленного совместно МПАДО и Академией детства имени Т. С. Комаровой. В результате проведенных опросов были выявлены: уровень подготовки кадров музыкальных работников, обеспеченность образовательных организаций кадрами, самые распространенные музыкальные программы и составляющие педагогического дизайна музыкальных руководителей, а также инструменты, которые предпочитают использовать в детских садах.
Харайбатова Ольга Михайловна, руководитель Научно-методического центра (сектора) межведомственного проекта «Музыка для всех» выступила с сообщением «Республиканский межведомственный проект "Музыка для всех": бренд Якутии».
Зайкова Надежда Михайловна, ректор Высшей школы музыки РС (Я) имени Василия Афанасьевича Босикова, особого музыкального образовательного учреждения, давшем Республике много новых отличных музыкантов и педагогов. В своем выступлении Надежда Михайловна рассказала об организации совместной работы в сотрудничестве с детскими садами, школами и вузом.
Вопросу разработки образовательной модели было посвящено и выступление Колодезниковой Туяры Гаврильевны, старшего педагога дополнительного образования, руководителя народного ансамбля «Одун» «Детского подросткового Центра города Якутска «Творческое развитие детей дошкольного возраста в условиях этнокультурного Центра «Одун» Детского (подросткового) Центра города Якутска».
Завершили круглый стол три выступления: Первое, - посвященное ресурсам музыкального образования музыкальному руководителю Центра развития ребенка - Детского сада «Улыбка» им. Прасковьи Ильиничны Борисовой села Чурапча Чурапчинского улуса Пермяковой Матрены Витальевны «Музыкально-дидактические игры в детском саду. Музыкальный салон «Шалунишки»; второе -- «Поддержка и развитие детского таланта через участие в музыкальных проектах», -- Васильевой Наталии Петровны, музыкального руководителя детского сада №7 «Остров Сокровищ» города Якутска; третья -- «Авторская система КМИТ (круговая музыкально-интеллектуальная тренировка). Из опыта музыкального руководителя», музыкального руководителя детского сада №18 «Прометейчик» имени Тамары Семеновны Комаровой городя Якутска Серовой Антонины Евгеньевны
После круглого стола начались курсы, организованные «Академией детства им. Т. С. Комаровой» и для повышения квалификации музыкальных работников.
Из отзывов
Огромное спасибо, большая благодарность организаторам этого курса для музыкальных руководителей- Академии детства, в лице Ольги Николаевны, Альбины Ивановны и других организаторов. Курсы повышения квалификации предполагают повышение компетенций по своей профессии, что и было на практике. Мы познакомились с методиками, программами, которую нам преподнесли сами авторы, а не от третьих лиц. Лекции Комаровой И. И. очень интересны, познавательны, расширяют кругозор они поэтичны и даже музыкальны. Имеют широкий спектр и глубину. Буренину АИ знаем давно, но увидеть ее на расстоянии "протянутой руки" дорогого стоит. У нее все доступно, просто, красочно, эффектно. Нейроложки Барминой ИВ удивили, восхитили, взбодрили. Заработали оба полушария. Мастер-классы коллег педагогов вдохновляют на дальнейшую работу. Проект "Музыка для всех" предполагает игру на муз инструментах и певческую деятельность детей, что мы и получили в полном объеме.