Организатор проекта, стартовавшего в 2021 году - Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО), оставляя неизменной концепцию конференции, каждый раз наполняет мероприятие новым методическим контентом, а региональные исследователи детства, эксперты и педагоги – своими творческими идеями и уникальными практиками. Конференция прошла при поддержке Министерства образования Новосибирской области, Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А.С. Макаренко.
СТАТФАКТ
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций» в г. Новосибирске стала 14-й в серии мероприятий с идентичной повесткой.
- В конференции приняли участие 6388 работников дошкольного образования из разных регионов РФ.
- Было заслушано 9 докладов.
- Представлено 35 уникальных региональных практик.
Веракса Н.Е.
В приветствии участникам ректор МПАДО профессор Николай Евгеньевич Веракса очертил основные тенденции и затронул актуальные проблемы дошкольного образовании, задав вектор работы конференции.
Президиум конференции
Выступившая с докладом Елена Юрьевна Плетнёва, начальник управления образовательной политики в сфере общего, образования Министерства образования Новосибирской области, выказала мнение, что методы работы педагогов дошкольного образования должны встраиваться в современные реалии и отвечать на запросы общества и родительского сообщества, при этом важно вовлекать родителей в совместную работу. Спикер привела примеры инновационных проектов в системе дошкольного образования, реализованных в регионе. Так, уже с детского сада дети занимаются предпринимательством: между группами юных агрономов налажена система реализации (за условные деньги) самостоятельно выращенных растений.
Консультант отдела дошкольного и общего образования Управления образовательной политики в сфере общего образования Ильмира Рамильевна Гудова рассказала об исследованиях, программах, конкурсах и проектах, которые направлены на улучшение качества дошкольного образования, выявление существующих проблем и создание новых научно-методических пособий.
Наталия Васильевна Дружинина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, поделилась мыслями о важности развития интереса детей к краеведению и рассказала, какие программы созданы для педагогов с целью пробуждения у воспитанников интереса к малой родине, любви к своему краю, уважения к семейным ценностям. Все это способствует укреплению нравственных основ личности, воспитанию гражданственности и патриотизма.
Участники конференции
Николай Евгеньевич Веракса в своем докладе раскрыл слушателям богатый ресурс пространства детской реализации как основного инструмента инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Подчеркнул, что для гармоничного развития и социализации ребенка необходимо научить его думать, накапливать и применять свои знания, осваивать основы культурного и исторического наследия, эстетического воспитания, предоставлять малышам возможность фантазировать, мечтать, желание и потребность совершать добрые, полезные для общества и окружающих поступки.
Генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», эксперт, член Совета МПАДО, Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Минимулловна Дорофеева подчеркнула, что пытливый и восприимчивый ум ребенка постоянно требует новых знаний и впечатлений, и каждый малыш должен получить возможность проявить на практике свои знания и умения. Задача педагога - заметить инициативу ребенка, поддержать его идею, укрепить веру в свои силы, чтобы помочь реализовать ее самостоятельно.
В своем выступлении Ольга Евгеньевна Веннецкая, проректор МПАДО, кандидат педагогических наук, эксперт по дошкольному образованию Министерства просвещения РФ и эксперт по дошкольному образованию РАО, говорила о том, что на сегодняшний день пространство образовательной среды не только дает преимущества педагогам, но и требует преобразования траекторий и способов, которых придерживается современный воспитатель. Дети постоянно меняются, а значит, необходим особый подход к каждому из них.
Веннецкая О.Е.
В рамках конференции транслировались видеопрезентации дошкольных образовательных организаций Новосибирской области, в которых педагоги и воспитатели поделились своим опытом в работе с детьми и рассказали, какие методы воспитания используются для достижения положительных результатов.
Участники секции
В ходе работы секции «Точки роста пространства детской реализации» (модератор Веннецкая О.Е.) педагоги 11 детских садов региона поделились с коллегами опытом создания образовательной среды для детской реализации.
Большой интерес участников конференции вызвали представления проектов детских садов. Так, старший воспитатель детского сада № 16 «Белочка» Олеся Анатольевна Кондрюкова рассказала об организации детской деятельности в развивающем центре «Познавайкин мир». Участники конференции узнали, как через игру научить ребенка рассуждать и правильно формулировать мысль.
Старший воспитатель детского сада «Тополёк» Евгения Михайловна Иванова поделилась эффективным опытом развития творческих способностей детей за счет ресурсов арт-студии «Давай творить».
О том, как можно развить предметно-пространственную среду и при этом подчеркнуть уникальность своего дошкольного образовательного учреждения, рассказала заведующая детским садом «Сказка» Ирина Дмитриевна Кострова. В этом ДОУ есть плавательный бассейн и столярная мастерская для детей. Идея такой мастерской – научить мальчиков обращаться с инструментом и делать своими руками полезные вещи.
Практикой поддержки интересов детей путем их вовлечения в сюжетно-ролевую игру поделилась старший воспитатель детского сада «Кроха» Надежда Николаевна Зонова. Благодаря такой методике у детей есть возможность узнавать тонкости различных профессий.
Селецкая Т.В.
Выступающие на секции «Инновационные технологии в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (модератор Селецкая Т.В.) преподаватели МПАДО затронули целый спектр вопросов, которые решают современные педагоги: Т.В.Селецкая осветила тему качества дошкольного образования, привела данные по всероссийскому исследованию на эту тему, показала потенциал технологии «Развивающий диалог»; практический психолог А.В.Кисель помогла разобраться в трудностях формирования детско-взрослого сообщества и предложила пути их решения; Е.Е.Дорофеева раскрыла особенности и эффективность ежедневной практики «Круг»; М.А. Лилюхина представила учебно-методический комплект инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЫ» и показала, как использование этой методической литературы помогает воспитателю повысить качество своей работы, как технология «Образовательное событие» дает простор для творчества и вдохновения и приводит к высоким образовательным результатам.
Кисель А.В.
Дорофеева Е.Е.
Лилюхина М.А.
Еще одна секция конференции была посвящена региональному компоненту как ресурсу пространства детской реализации (модератор Чечулина О.Г.) и включала четыре блока: «Краеведческое образование детей дошкольного возраста», «Реализация парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста», «ТРИЗ-технологии в образовательном процессе ДОО» и «Альтернативные проекты дошкольного образования».
Выступления педагогов в блоках секции анонсировали старший преподаватель кафедры дошкольного образования НИПКиПРО Е. Ю.Данилова, руководитель центра научно-методического сопровождения деятельности муниципальных образовательных учреждений Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А.С. Макаренко Т. М. Селина, старший преподаватель кафедры дошкольного образования НИПКиПРО Л. А.Плевако и доцент кафедры управления образования НИПКиПРО С.М.Оберемок.
Педагоги, выступившие на секции, познакомили участников конференции с детско-взрослыми проектами и успешным опытом реализации региональной программы краеведческого образования детей дошкольного возраста «Новая Сибирь – мой край родной», парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного возраста», образовательной программы «ПРОдетей» и ТРИЗ-технологий в образовательном процессе ДОО в Новосибирской области.