15-16 мая 2023 г. в городе Пскове состоялась межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Сияние славы Александра Невского. Традиционные ценности в воспитании детей».
Организаторами конференции выступили:
- Псковская епархия;
- Комитет образования Псковской области;
- ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования»;
Куратор конференции: Вальнер Надежда Анатольевна, доцент кафедры управления развитием образовательных систем ГБОУ ДПО ПОИПКРО.
Конференция прошла при поддержке:
- Российского общества «Знание»;
- Комитета по образования Правительства Псковской области;
- Управление общественных проектов и молодежной политики Правительства Псковской области;
- Отдела семьи, женщин, детей и демографии Комитета по социальной защите Правительства Псковской области;
- Уполномоченного по правам ребенка в Псковской области;
- Управления образования Администрации г. Пскова;
- Управления образования Администрации г. Великие Луки;Международной педагогической академии дошкольного образования;
- ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека им. В.Я. Курбатова»;
- ОСП «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина»;
- Воинский храм святого благоверного князя Александра Невского г. Пскова
- Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников № 43 "Улыбка" города Пскова
Основными темами конференции стали:
- Традиционные ценности и их защита в системе образования и воспитания.
- Государственная политика по сохранению и укреплению преемственности дошкольного и начального образования.
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в семье и ДОО.
Конференцию открыл Ермаков Андрей Дмитриевич, врио председателя Комитета по образованию Псковской области.
На открытии конференции с докладом выступил владыка Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре на тему инструментов, существующих в мире по передаче высших ценностей. Он сказал:
- Исследование традиционных ценностей в детском саду;
- Патриотическое воспитание в системе: семья – детский сад – школа;
- Формирование у дошкольников начал гражданственности и патриотизма;
- Патриотическая программа по дошкольному воспитанию «Александр Невский – герой на все времена»;
- Повышение воспитательного потенциала семьи в условиях современного образования;
- Формирование нравственно-патриотических чувств на основе детской хрестоматии для детей дошкольного возраст и младших школьников;
- Психолого-педагогические проблемы и способы их разрешения в образовательном процессе.
«При всём отвращении к любой принудительной идеологии всё больше людей постепенно приходит к выводу, что «полностью деидеологизированное государство духовно расслаблено и полностью нежизнеспособно. Вымученная за столами в высоких кабинетах идеология, высосанная из пальца, конечно, также не жизнеспособна. Это совершенно очевидно».
К счастью, в области человеческих убеждений и мировоззрений есть вещи гораздо более значимые, чем любая идеология. Это те самые базовые традиционные, которые в русской культуре чаще называются «вечные ценности».
Если мы заглянем в большинство социологических опросов старших школьников, студентов, то мы увидим: на первом месте – здоровье, потом качественное жильё, семья; следующее – деньги, материальные блага; следующее – безопасность, возможность получить высокооплачиваемую интересную работу; друзья; и где-то в конце, – любовь к Родине, что не может не радовать.
Но если иерархию этих ценностей перевести на наш обычный язык, то можно это кредо современной молодёжи, не всей, конечно, но большинства, выразить следующим образом – обеспечьте мне качественное образование, высокооплачиваемую работу, безопасность, достойное жилье, всё для поддержания здоровья, и тогда мы с друзьями (друзья – это тоже ценность) будем любить Родину. Вот это нормальный для молодежи, несколько эгоистичный, выбор. Обеспечьте нам всё, и мы с радостью прислушаемся к вашим россказням о любви к Родине.
Высшие ценности: милосердие, доброта, мужество, жертвенная любовь к людям и к Отечеству – то, что мы называем патриотизмом, мудрость, верность, бескорыстие, справедливость, скромность, я уж не говорю о вере в Бога, именно перечисленные духовно-нравственные качества так хотят видеть в своих детях многие родители. Особенно когда дети подрастают, выходят из этого подросткового возраста. Да что говорить – папы и мамы ваших воспитанников – сами еще подростки, до 24-26 лет. В царской России говорили, что 26-летний человек – это подросток.
Именно перечисленные духовно-нравственные качества хочет видеть большинство родителей в своих детях. Наверное, именно их воспитание и культивирование должно быть предметом молодежной политики, а не скандирование по бульварам или где-то там еще. Но только вот какая беда – никакие нравоучения, самые правильные проповеди здесь совершенно не работают. Если мы будем заниматься голым проповедничеством, морализированием, то это всё вызовет только стойкую аллергию. Что мы и видим.
Для того чтобы понять, как все-таки передавать из поколения в поколение эти высшие духовные ценности, давайте вспомним, как осуществлялась молодежная политика в Древней Греции. Там же не было отдела по молодежной политике. Этической базой и основой всего древнегреческого общества – от детей до взрослых – были герои. Помните, книгу Куна «Легенды и мифы Древней Греции», повествующую о героях мифических и реальных. Вот они и передавали эти высшие ценности от одного поколения к следующему. Поколение родителей имело те же самые духовно-нравственные ценности, что и поколение детей, внуков и т.д. Герои были из реальной жизни – философы, ремесленники, деятели искусств: Гомер, Фидий, Платон, Александр Македонский и т.д.
Цивилизацией героев был и Древний Рим. Тиберий, Гракхи, Цезарь, Муций Сцевола. Я люблю приводить этот потрясающий совершенно пример патриотического воспитания в Древнем Риме. Для того чтобы научить римского мальчика патриотизму, ему не морочили голову россказнями, а подводили к памятнику его сверстника, 17-летнему юноше Муцию Сцеволе. Это был молодой человек, гражданин Рима. Рим осадили варвары, некий царь Порсена с мощным войском. и свобода Рима была под большим вопросом. Порсена был готов если не захватить Рим, то, во всяком случае, обложить город данью. И тогда Муций Сцевола пробрался ночью в лагерь Порсены с целью заколоть предводителя варваров и таким образом посеять панику в рядах врагов. Это ему не удалось, его схватили и привели перед лицо царя. Тот, пораженный самоотверженностью молодого человека, предложил ему место в своем войске и массу благ. И в ответ на это Муций Сцевола подошел к жертвенному очагу, большой чаше, в которой горел костер, положил руку на огонь и стоял так, пока рука не сгорела. А когда рука сгорела, он сказал: «Вот что может сделать свободный римлянин, а ты мне предлагаешь всякие блага». И Порсена его отпустил. После этого он снял осаду с Рима и ушел восвояси.
Благодарные жители Рима воздвигли памятник Муцию Сцеволе. И не просто памятник. Они каждое поколение своих будущих защитников республики подводили туда и рассказывали всю эту историю. И больше ничего не надо было говорить: давайте любить Родину, давайте будем мужественными. Вот что значит героический пример.
Следующий пример – Византия. Это тоже была страна, чьи морально-этические нормы опирались на образы героев. «Жития святых» – это никто иной, как свидетели жизни Христа. 1113 лет просуществовала Византийская империя. Она была удивительно сильна духовно. Конечно, было разное – и спады, и усиление, но духовно-нравственная сила не поддается никаким сомнениям. Они жили по примеру своих героев.
Ну, и мы, люди старшего и среднего поколения, здесь сидящие, жившие в Советском Союзе, очень хорошо помним этот великий и прекрасный пантеон советских героев. Да, кто-то был надуман, понятно, но большинство-то из них были истинными, настоящими героями. И были прекрасные фильмы, были чудесные спектакли и книги. И вот этот-то пантеон советских героев и сформировал поколение победителей в Великую Отечественную войну.
И Сталин, который не педагогическое училище заканчивал, а духовную семинарию, развил этот культ героев и ввёл новые. В 1941 году он говорил о Кутузове и Суворове: «пусть их подвиг вдохновляет нас», а в 1943 году были введены ордена, в том числе Александра Невского.
Герои – это носители тех самых вечных ценностей народа, культуры, цивилизации –того, о чем мы с вами говорим. Но что очень важно – они больше, чем просто носители. Именно на них в обществе возложены непосильные ни для кого другого задачи – передача ценностей от поколения к поколению, от сердца к сердцу. Никакие нравоучительные проповеди не заменяют педагогическую функцию героя в продолжении его особого служения даже спустя века после смерти. Они продолжают служение своему народу. Недаром знаменитые «Сравнительные жизнеописания» Плутарха – биографии знаменитых римлян и греков – изучались в российских гимназиях вплоть до революции. Ну чего этого Плутарха было учить в начале ХХ века, когда Россия находилась на потрясающем экономическом подъеме, она была первой по росту ВВП, а экономика наша была 4-5-й в мире, мы делили это место с Францией.
«Жизнеописания» Плутарха с примерами, какими должны быть герои ушли из нашей жизни, к сожалению. И конечно, надо совсем сойти с ума, чтобы предлагать Министерству просвещения вновь вводить Плутарха в школьный курс. Но, с другой стороны, лучше иногда сойти с ума и предложить это потрясающее чтение. Пускай семестр или две четверти дети почитают о настоящих героях, и они поймут, как искать героев в жизни. Ведь это же очень важно – отыскать героев. И прославлять.
За последние десятилетия успешно проведена работа по дегероизации России. Как, помните, Маяковский писал: «Работа адова будет сделана, и делается уже». Вот эта дегероизация произошла. В итоге проведенной «зачистки» национальных героев нам просто не оставили. Низложено всё, люди, составлявшие славу России, превращены в безжалостных монстров, подонков, подлецов, трусов, извращенцев, беспринципных конъюнктурщиков. Методы: клевета, циничное, безжалостное высмеивание, передергивание фактов. Мы, особенно в 1990-е годы, наелись этого выше крыши. Да и в 2000-е. Сейчас, слава Богу, чуть поменьше, но всё равно. Наберите в интернете «Георгий Константинович Жуков», и вам там расскажут истории о «кровавом палаче» и прочее, и прочее. Проведена гигантская работа. И подспудно, и напрямую нам внушают: если те, кого вы называете своими великими героями, сплошь и рядом чудовища и выродки, то какова же эта ваша страна, каков народ, каковы вы сами, которые рождают таких «героев»? Вот почему мы видим, к сожалению, нередко среди, в том числе молодого поколения стыд за Россию, отторжение ее ценностей.
А что героизируется? Герои гламура – внутри России, те, которые ориентированы на тот мир, который у нас называют «комфортным», на ту цель, которая приводит к комфортной жизни. Ничего страшнее придумать было нельзя – надо, чтобы всё было комфортным. Комфортно, комфортно… И нам эту мысль вложили в головы и сердца. Надо, чтобы было комфортно. А где комфортно, во Пскове? В Улан-Удэ? Включи телевизор и посмотри, где комфортно?
Это – отсутствие мировоззренческой политики государства. И потому мы можем долго говорить, что там умереть за государство, отдать жизнь за страну, за Родину. Все эти правильные слова людьми не воспринимаются, особенно подростками.
Герои гламура – они сегодня передают ценности, прямо противоположные тем высшим ценностям, о которых мы говорим. Они герои, сейчас взять самых популярных среди подростков, нам сейчас о них расскажут, назовут их имена. Вместо благородства – мелочность, вместо мужества, скромности – наглое тщеславие. Правильно? Тщеславие вытесняет скромность. Вместо мужества – демонстративное приспособленчество. Вот такие герои. И свои качества они им передают.
Вспомним советское время. Да, мы тоже восхищались героями кино, великими актерами, актрисами, даже эстрадными. Но все они несли примеры труда, благородства, Героя труда давали, если это уже заслуженный актер. Даже слова какие – трудовые коллективы, но это тоже были труженики, а не потребители. Подросткам, детям вложены в сердца герои-потребители, и на них равняются. И тогда вам эта Россия, эта культура – она вам будет не нужна.
Где взять настоящих героев? Большой вопрос. Сейчас у нас идет спецоперация, где люди проявляют героизм. Но отвлечемся от этого. Где в нашей обычной жизни взять героев? Этим вопросом задавались многие. Помните: «Где, укажите нам, Отечества отцы, которым мы должны принять за образцы?» Это великие, горькие слова Чацкого. Но давайте задумаемся, когда он это говорил? Он впервые продекламировал это стихотворение в кругу своих друзей в 1827 году. Простите – а Пушкин? Ведь он уже тогда был великий. Баратынский, Жуковский, Карамзин. Беллинсгаузен и Лазарев в 1820 году, и это было известно, открыли Антарктиду. Они что, не герои? Что, Чацкий не в курсе? А 1812 год? Из военных у нас что, один Скалозуб? Мы все-таки Париж взяли, на всякий случай. Бонапарта победили. Сперанский, Уваров, ну, даже если либеральных брать, декабристы, в конце концов. 1825 год. Если уж очень хочется таких героев – пожалуйста.
Нам отвечают на этот вопрос – почему Чацкий не заметили явных героев его времени, Александр Сергеевич в своем письме к Вяземскому писал: «Чацкий совсем не умный человек». То есть мы только от своей ограниченности не видим этих героев. Только из-за этого.
Я не говорю о героях военных. Мы наверняка не помним эти имена. И я бы, если бы специально не занимался, тоже бы их забыл. Где этот пантеон героев, который нам так необходим? Мы проходим мимо этого. В первую очередь, это наша неблагодарность. Мы не только ленивые и нелюбопытные, мы еще и неблагодарные. А вот это уже пострашнее будет. Благодарность сама по себе не возникает в людях. Вы, воспитатели, лучше меня это знаете. Представители, быть может, самой неблагодарной профессии. Так же, как и врачи. Врачи еще больше. Они спасают жизнь ценной инфаркта, а пациент даже никогда не узнает этого хирурга. Учителя 10-11 лет с ребенком, вложились в него, вот мне сейчас 65 лет, я могу понять, как в меня вложились мои учителя. И как я должен быть им благодарен. А это не воспитывается. Считается, что благодарность сама собой должна возникнуть. Некоторые несчастные родители именно так считают и попадают в ситуацию короля Лира, а потом удивляются. А ты сам не воспитал благодарность. Ни к тем, кто тебе служит, ни к тем, кто о тебе заботится, ни к отцу, ни к матери, ни к твоим педагогам, преподавателям.
Педагоги должны учить воспитывать благодарность к родителям, родители должны учить воспитывать благодарность к педагогам. Это обязательное условие. Иначе мы воспитаем неблагодарного ребенка. Не обучим этому, «жи-ши» он все равно будет писать с буквой «ы», а благодарности у него в помине не будет. Это сто процентов. И я, как священник, вам говорю: самое страшное, с чем приходит человек на исповедь, это горечь, потому что дети неблагодарны. Не чувствуют, не понимают, а им этого чувства не внушили, не развили, не посадили, как семя.
Кстати сказать, в Священном Писании из 10 заповедей есть только одна, которая после формулировки рассказывает, какая награда будет за соблюдение этой заповеди. «Не убий, не укради» это понятно, а вот «Почитай отца и мать своих, и будет тебе добро, и долго проживешь на земле». Причем, это касается не только отца и матери, это включает, как раз и учителей, и тех, кто о тебе заботится. Будь благодарен – и тогда у тебя будет благо в жизни. И тогда ты Бога постигнешь, потому что молитва – это и есть благодарность, по большому счету. Благодарность и понимание. А в какой форме это всё выражается, уже другой вопрос. Так вот, это качество – высшая ценность, благодарность. И через благодарность мы сможем насаждать благодарность и понимание этих героев.
Сколько раз мы читали в газетах о том, что в губернском городе где-то на бульваре какие-то мерзавцы приставали к девушке, и нашелся такой «ботаник», который вступился за нее, его избили, убили… Это страшные нередкие факты из наших хроник. Ну, отметили маленькой заметкой. Но это герои. Это настоящие герои. И из героев надо делать пантеон. Памятник этому ботанику надо поставить в городе. И открывать его губернатору, чтобы все пришли и поклонились ему, потому что только он в себе самом сохранил эту высшую ценность – стремление к мужеству и справедливости. Только это может обучить и показать. И потом детей приводить и показывать, что есть такой герой. Да, правда в том, что человек может и поплатиться за это, поэтому он должен быть сильным, разумным и т.д., но высшая правда – в этом «ботанике».
Мы проходим мимо героев. И вместо того, чтобы созидать пантеон этих героев, размышлять о том, как мы их будем представлять, как мы о них будем рассказывать детям доступно, интересно, чтобы они воспринимали это по-настоящему, а не отмахивались, -- мы на это не обращаем внимания. А воспитание – только в этом. Если мы не будем создавать пантеон героев, этот пантеон детям создадут другие. Знаем об этом? Очень хорошо. И знаем о соответствующих пантеонах. И мы отдаем сердца детей, волю, ум, устремленность, целеполагание непонятно кому.
Прославление героев всегда было задачей первых лиц государства. Если мы хотим, чтобы наши юноши были мужественными, чтобы они не сдавались своим пассионарным восточным сверстникам – сейчас идут драки, приехали восточные сверстники, другая культура, они агрессивны, но наши не дают им отпор. Да потому что те выросли на героях, на своих героях. Мы знаем их героизацию. А наши выросли на гламурных образцах. Поэтому мы и не воспитаем нормального мужчину. Только разве что в спорте. Но уповать исключительно на спорт – вряд ли это серьезно…
У нас во Пскове героическая 6-я рота. Слушайте, это – потрясающий героизм. Но героизм не только в ратном подвиге. У нас есть потрясающие учителя, потрясающие врачи, то есть те люди, к которым должны стремиться. И их памятники, их знаки, рассказы о них должны вводиться в региональную образовательную компоненту, всё это обязательно должно быть.
О ценностях всё равно придется говорить. И нужно говорить. Александр Невский, Всеволод, Гавриил, это – древность. Давайте посмотрим что-то поближе – Софья Ковалевская, не говорю об Александре Пушкине. Современные – таких героев много, они все интересные, каждый несет замечательные ценности. Говорят – нет героев. Действительно, бывают периоды, когда героизма в стране особого нет. Вот, скажем, 1920-30-е годы в США период Великой депрессии. Ну, не было там героев. Все занимались деньгами, занимались подпольной торговлей алкоголем, заработком, выживанием и т.д. И что тогда делает замечательно идеологизированное американское государство? Чувствуя эту лакуну, они изобретают образ героя, которым все восхищаются, – это простой ковбой, пастух. Они берут пастуха, используя Голливуд, и создают романтического смелого героя – ковбоя. Фильмы запускаются один за другим. Ковбой несет в себе все те потрясающие качества – благородство, почтение к женщине, мужество, ловкость, справедливость и т.д. Они его просто создают, чтобы он вдохновлял множество людей в период этой безгероической Великой депрессии и в будущие годы, став одним из символов американского государства.
Героев фантазируют и придумывают. Но у нас и реальных полным-полно.
Вот уже три десятилетия у нас ищут национальную идею. Пока что остановились, что это патриотизм. Конечно, это так. Но любые окончательные формулировки, к сожалению, рано или поздно становятся общим местом, они всегда ограничены и уязвимы и почти всегда досадно идеологизированы. Такие формулировки неизбежно меняются в зависимости от изменения направления политики. Мы это уже переживали не раз. Но есть вечные и высшие ценности, человеческие качества, такие, как вера, добро, благородство, справедливость, стремление к истине, служение своему делу, труду, раскрытие талантов, данных человеку Богом, жертвенность, доброта, любовь к людям, любовь к Отечеству.
Не формула национальной идеи, а люди, воплощающие в себе эти лучшие и преемственные в нашей тысячелетней истории духовные качества, и выражают собой настоящую национальную идею России. Ведь народ, по большому счету, никогда не формулирует свою национальную идею, зато безошибочно определяет ее носителей. Вот как-то так, судя по всему, происходит в жизни.
В июле Псков будет принимать у себя делегацию учителей со всей страны, под руководством Министра просвещения, чтобы подвести исправить недоработки в преподавании истории. Нам нужен пантеон героев, и нужно понимание, как этих героев преподносить, как о них рассказывать, как выстроить их историю. Поэтому, Андрей Дмитриевич, я к вам обращаюсь с просьбой. Наш регион и так пилотный во многих отношениях, в том числе школа, педагогика. Может быть, с помощью коллег продумать и предложить наших региональных героев в пантеон, и вообще героев для всей России. И мы бы тогда внесли свой очень важный вклад в подготовку методологии и базы для этого очень нужного предмета. Результатом работы должен будет стать, «если не учебник, то серьёзное пособие для учителей с первого по десятый класс».
Модератором Пленарного заседания была Гончарова Екатерина Владимировна – ректор ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, кандидат исторических наук, доцент. Она же выступила с докладом, посвященном сохранению исторической памяти.
На Пленарном заседании МПАДО представляла Комарова Ирина Ильинична, проректор по науке. В своем докладе она подчеркнула значимую роль краеведения в формировании ценностных ориентиров детей и в развитии территории.
В тот же день прошли четыре секции:
- Секция 1. Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования.
- Секция 2. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и подростков через урочную и внеурочную деятельность.
- Секция 3. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на современно этапе российского образования.
- Секция 4. Традиционные ценности русской православной культуры.
Второй день конференции прошел в г. Печеры, в присутствии администрации города и отдела образования. Он был посвящен теме «Русские педагогические традиции и проблемы гражданского воспитания в современной России». Вели круглый стол Вальнер Надежда Анатольевна, доцент кафедры управления развитием образовательных систем ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования», кандидат социологических наук и Разогреева Яна Адамовна, заведующая региональным центром профориентации и повышения квалификации кадров среднего профессионального образования ГБОУ ДПО ПО ИПКРО.
Протоиерей Роман Ледин, руководитель отдела православного образования и катехизации Псковской епархии продолжил тему по традиционным ценностям, вызвавшую оживленную дискуссию.
Выступление Татьяны Алексеевны Соколовой, ведущего и авторитетнейшего методолога в сфере образования Псковской области.
После завершения круглого стола, его участники посетили Псково-Печерский монастырь, готовящийся к своему 550-летию в августе. В рамках конференции были достигнуты договоренности о сотрудничестве с Псковской областью.