Ректор МПАДО, руководитель Центра воспитания и социальной педагогики Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Николай Веракса рассказал собравшимся о важности и значимости этого уникального события, которое пройдет в МГУ с 12 по 14 мая.
– Если мы хотим, чтобы наша страна достигла успехов в развитии, то самое пристальное внимание нужно уделять дошкольному образованию. Дошкольное образование страны в современных условиях становится предметом всеобщего интереса. В России накоплен большой опыт в области дошкольного образования, который интересен мировому сообществу.
Николай Веракса обозначил основные проблемы, которые будут обсуждаться на конференции: ребенок в поликультурной среде, личностно-развивающее взаимодействие ребенка и воспитателя, взаимодействие с родителями, качество дошкольного образования, информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Он выразил надежду, что в рамках конференции состоится плодотворный диалог между учеными и практиками и будут найдены интересные решения существующих проблем.
Директор Федерального института развития образования, академик РАО Александр Асмолов подчеркнул, что для дошкольного образования по-прежнему актуальны труды трех гениев гуманитарной науки, которые по невероятному стечению обстоятельств родились в один год, 120 лет назад. Этими гениями являются Лев Выготский, которого неслучайно называют Моцартом психологии, Жан Пиаже, создатель уникального подхода к пониманию мира ребенка, и создатель биомеханики и теории построения целенаправленного поведения Николай Бернштейн.
– Что нас сближает с другими странами в понимании детства? Прежде всего, это общий межпоколенческий кризис – между пришедшими поколениями детей, начиная с дошкольного детства, и взрослыми, – сказал Александр Асмолов, – Этот кризис прогнозировался, но никто никогда не думал, что разрыв между поколениями будет так каскадообразно нарастать. Новое поколение, которое называют дети цифровой социализации, дети интернета, иное и значительно отличается от предыдущих, потому старые подходы к пониманию феноменологии детства начинают трансформироваться, меняться. И в этом плане идея Льва Выготского – разум в обществе, а не внутри меня – становится центральной для разных стран мира. По пути Выготского идут Финляндия, Бразилия, Аргентина, есть ряд дошкольных программ в США, Нидерландах. В нашей стране идея культурно-деятельностного подхода Выготского, его понимание ребенка, детской субкультуры как полноценной культуры, поддержка разнообразия детства стали в буквальном смысле нормами поведения в мире образования. Что такое новое поколение стандартов образования? Это те нормы, которые развивались и становились с учетом культурно-деятельностного подхода Выготского. Развитие ребенка – это развитие свободного человека, а не зомби, не солдата Урфина Джюса. Эти идеи востребованы как никогда, потому что сегодня ребенок, который может быть зомбирован, в буквальном смысле запрограммирован, может стать жертвой секций, террористических организаций. Эти опасности как никогда возрастают. И как уберечь ребенка? Единого ответа не существует. Но в этих условиях особенно важно развитие свободного критического мышления.
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко обратил внимание присутствующих на важность международного сотрудничества в сфере дошкольного образования.
– Современный тренд, когда ученые разных стран совместно обсуждают и решают проблемы дошкольного детства. Силами нескольких вузов, которые готовят педагогов, ведется международное глобальное исследование качества дошкольного образования. Наш вуз сотрудничает с Гетеборгским университетом, совместно пытаемся находить те особенности дошкольной среды, которая обеспечивает полноценное развитие детей. Мы надеемся, что конференция даст толчок развитию такого сотрудничества. В наших детских садах созданы комфортные условия для пребывания детей, однако, что касается развития игровых навыков, произвольности, то здесь есть над чем работать: есть ли у детей возможность видеть свои работы или их вывешивают только на показ родителям; есть ли у них возможность уединиться и почитать книжку или такая возможность появляется только по указанию воспитателя; как воспитатель общается с детьми – дает указания дидактического свойства без обсуждения, почему это надо делать, или обсуждает с детьми ту или иную норму, которую необходимо применять. Все это в поле исследователей, и мы надеемся, что на конференции все это возможно обсудить и уточнить наши представления о том, какая среда детского сада способствует развитию и как повысить качество дошкольного образования.
Игорь Реморенко подчеркнул также важность качества подготовки педагогов для дошкольных учреждений и рассказал о движении WorldSkills, когда представители разных специальностей, направлений начинают сравнивать навыки друг друга. Это движение затронуло и педагогические специальности. В МГПУ проводятся конкурсы, в которых сравниваются разные навыки работы воспитателей, для того чтобы лучше понимать, в каком направлении двигаться и над чем работать. Это очень тонкие технологии, и здесь важно не допустить грубых сравнений.
В этом году страной-партнером Конференции станет Китайская Народная Республика. Участники пресс-конференции рассказали, чем нашим специалистам интересен опыт Китая и чему мы можем научиться у китайских коллег.