В работе семинара приняли участие представители федеральных и региональных органов управления образованием, филиалов РАНХиГС, институтов развития образования, руководители и педагогические работники дошкольных образовательных организаций, ведущие эксперты (всего 131 человек).
Ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС А.С. Тищенко представил доклад «Территориальная доступность и качество дошкольного образования». Были рассмотрены актуальные вопросы развития дошкольного образования, дана оценка доступности дошкольного образования. По данным Минпросвещения России, на 1 января 2024 года доступность дошкольного образования составила для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет и старше 99,81%, из них от полутора до трех лет – 99,5%, для детей в возрасте от трех до семи лет – 99,86%. Дошкольное образование получают 6,5 млн детей в возрасте от двух месяцев до семи лет и старше. На основе демографических прогнозов ООН и РАНХиГС, а также данных Росстата о причинах непосещения детских садов, приведены прогнозные расчеты потребности количества мест в дошкольных организациях для различных возрастных групп, городских и сельских территорий до 2035 года. По итогам проведенного в 2023 г. в рамках социологического исследования ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС опроса родителей школьников, чей ребенок до поступления в школу получал дошкольное образование в дошкольной образовательной организации, раскрыта степень удовлетворенности семей различными сторонами посещения детского сада, 80,8% родителей высказали мнение о необходимости обязательного дошкольного образования и предшкольной подготовки.
Проректор по научной деятельности, заведующая кафедрой ЮНЕСКО «Глобальные цели дошкольного образования» МПАДО, академик Международной академии наук педагогического образования, ведущий научный сотрудник ВАВТ И.И. Комарова представила доклад «Актуальные вопросы развития системы дошкольного образования», посвященный основным проблемам ресурсного обеспечения детских садов. Были рассмотрены вопросы формирования инфраструктуры дошкольных образовательных организаций, развития образовательной инфраструктуры ДОО, роли образовательного пространства и развивающей предметно-пространственной среды для успешного решения задач дошкольного образования, приведены примеры современных архитектурно-планировочных решений зданий и участков детских садов.
В ходе обсуждения затронуты актуальные вопросы развития системы дошкольного образования. Директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Т.Л. Клячко обозначила важность обеспечения территориальной доступности детских садов в районах старой и новой жилой застройки, отметила значимость вопросов дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, подчеркнула роль дошкольного образования в процессе социализации детей. Заместитель директора Департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Минобрнауки России И.В. Каракчиева указала на необходимость разностороннего анализа открытых статистических данных, предложила подход к рассмотрению вопросов доступности дошкольного образования и удовлетворенности его качеством с учетом численности детей в группах. Эксперты и представители профессионального педагогического сообщества выразили благодарность за открытое обсуждение проблем дошкольного образования.