Семинар предоставил уникальную возможность не только познакомиться лично с учеными мирового уровня – Николаем Евгеньевичем Вераксой, доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, ректором МПАДО и Нико ван Уденховеном, доктором психологии, профессором, сотрудником кафедры ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, директором Международного центра в области инициатив детского развития г. Лейден, Нидерланды, но и приобщиться к их знаниям и размышлениям.
В рамках общения ученых были подняты вопросы и проблемы современного дошкольного образования такие как:
- роль игры - «сегодня цифровые игры вытесняют детские игры»;
- отношение к раннему академическому обучению детей – «из маленьких детей делают маленьких учеников. Но надо понимать, что в детском саду фокус направлен совершенно другие процессы развития»;
- ситуации, в которых взрослый не должен использовать власть – «если в ситуациях мы должны использовать власть, то это означает, что мы пошли неправильным путем»;
- создание условий для детской реализации и проявления инициативы. «Иначе ребенок станет покорным исполнителем и всегда будет ждать инструкции со стороны»;
- взаимодействие между ребенком и взрослым - «важно не оставлять ребенка один на один, даже в самой насыщенной и богатой среде. Фундаментальная задача взрослых защита детства. Если социальное окружение занимается своими делами, то детство проигрывает»;
- необходимость слышать голос ребенка. А это предполагает перестройку взаимодействия взрослого и ребенка. «Ребенок выступает в виде автора и взрослый должен дать ему эту возможность и создать ресурсы для реализации» - Н.Е. Веракса. «Дети – это маленькие эксперты и им необходимо предоставлять возможность реализовывать свою экспертность. Мы не должны говорить, что знаем лучше, чем дети. Говоря детям - «я тоже был ребенком и, я знаю», не оправдывает экспертность взрослого, так как он уже потерял статус «ребенка» и не может мыслить, как он» - Нико ван Уденховен.
Нико ван Уденховен сказал, что последнее время наблюдает проблему утери связи с прошлым и его это сильно беспокоит. Он задал вопрос: Как можно восстановить связь между прошлым и будущем у детей? Николай Евгеньевич предложил, что для восстановления связи у дошкольника с прошлым, можно использовать проектную деятельность - исследования истории своей семьи: кто были бабушка, дедушка, их родители, в каких условиях жили, во что играли, какие были ценности, кем являются родители самого ребенка. Именно семья может стать этой ниточкой связи, так как в семье есть момент уникальности именного того ребенка, который участвует в исследовании. И обязательно в этом проекте должен участвовать не только ребенок, но его вся семья: мама, папа, бабушки, дедушки, брат, сестра и т.д. Это должно быть такое исследование, в котором участвует вся семья и они ищут информацию в архивах, журналах старых газетах. Но возникает вопрос как включить родителей в эту деятельность, для чего им это надо? Тут должны быть действия и со стороны воспитателя, который заинтересует ребенка в этом исследовании и расскажет о нем родителю, показав, что это очень важно для малыша. А после проведенного исследования, необходимо обязательно презентовать свой проект перед другими детьми и родителями, так происходит взаимообмен информации и подключаются к проекту другие семьи.
Во время семинара были рассмотрены многие вопросы такие как: формирование у детей упорства и отсроченного вознаграждения, введение социальной нормы и ее согласованности с другими нормами, развитие уровня моральной рефлексии у детей и многое другое.
Приобщиться к рассуждениям двух ученых можно, посмотрев:
запись семинара: 5 июня 2023 года
запись семинара: 6 июня 2023 года