Конгресс молодых ученых - крупнейшая площадка для диалога передовой и фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики, задающая основные векторы научно-технологического развития России, и секция Конгресса «Детство в фокусе междисциплинарных исследований: современные мифы и научные данные» - ответ ученых и ведущих экспертов за поставленные задачи.
Особенно важно внимание общества и государства, обращенное сегодня к теме дошкольного детства, в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.
Модератор секции «Детство в фокусе междисциплинарных исследований: современные мифы и научные данные» заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, академик РАО Александр Веракса подчеркнул, что результаты современных исследований указывают на огромную роль периода детства не только в долгосрочной перспективе развития конкретного ребенка, но и в развитии человеческого капитала страны. Академик отметил, что этот удивительный и уникальный период в жизни каждого человека во многом определяет дальнейшее развитие личности, и о том, что исследования ученых направлены на создание эффективных практик воспитания подрастающего поколения.
В повестку работы секции были включены и научные, и практические вопросы, что позволило продемонстрировать направления актуальных исследований, которые проводятся с целью формирования эффективных образовательных практик. Участники обсудили темы: « Какие мифы относительно детского развития негативно сказываются на процессе воспитания и обучения детей?», «Как организовать детский досуг с опорой на научные данные о влиянии игр и чтения на развитие ребенка?», « Как молодые ученые могут включиться в междисциплинарные исследования и какие задачи являются перспективными для дальнейшей работы?» и другие.
В работе секции приняли участие: директор Научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения города Москвы Татьяна Батышева, академик РАО, и.о. ректора Сочинского государственного университета Игорь Гайдамашко, генеральный директор издательства профессиональной педагогической и детской литературы «Мозаика-Синтез» Эльфия Дорофеева, директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета Айдар Калимуллин, директор по стратегическому развитию Национальной технологической инициативы «Кружковое движение» Наталья Кравченко, руководитель НОЦ ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)» Юрий Семенов, доцент кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета Яна Смирнова, научный руководитель центра когнитивных исследований НТУ «Сириус» Ольга Сысоева.
Выступающие с опорой на научные данные из проведенных исследований рассказали о влиянии игр, игрушек, билингвизма на развитие ребенка, поделились результатами проведенных исследований в области детства с использованием современных технологий.
Важную роль недавно включенной профессии «медицинский психолог» в здравоохранении, в том числе при работе с детьми, подчеркнула Татьяна Батышева.
Эльфия Дорофеева отметила, что если значение качества дошкольного образования на формирование личности ребенка признают все, то глубину влияния детской книги на интеллектуальное, когнитивное и нравственное развитие детей многие недооценивают. В этом смысле очень важны научные исследования, которые окажут влияние и на государственную политику в отношении поддержки детской книги и чтения, и на отношение родителей и педагогов к воспитательному процессу.
Айдар Калимуллин и Юрий Семенов представили результаты исследований дошкольного детства, проводившихся в Республике Татарстан и в Республике Саха (Якутия), обсудили важность включения молодых ученых в междисциплинарные исследования.
Работа секции подтвердила, что проведение масштабных междисциплинарных исследований детства способно предоставить объективные данные и научно обоснованные практики для эффективного сопровождения и раскрытия потенциала каждого ребенка.
Фото: Фотохост Конгресса молодых ученых (Фотобанк Росконгресс)