18 января 2023 года ученые продолжили обсуждение темы диалектики в развитии ребенка. Постоянные слушатели отметили, что в предыдущих эфирах эта тема уже поднималась, однако в этот раз она звучала не менее ярко и интересно, рассматривалась в новых ракурсах, но не только. Николай Евгеньевич Веракса и Николай Николаевич Вересов при этом старались обстоятельно ответить на все вопросы, поступившие после предыдущих эфиров, и возникшие у участников настоящего диалога, например, такие: зачем нужна диалектика для педагогической практики или психологических исследований? Почему Л.С. Выготский обратился к диалектике? Как диалектика позволяет переосмыслить наиболее общие законы развития? и др.
Так, Н.Н. Вересов считает, что Л.С. Выготский сделал для психологии то, что Дарвин для биологии, - дал инструменты к пониманию высших психических функций человека. Именно диалектика может помочь воспроизвести всю историю данного предмета изучения с точки зрения: откуда взялись эти функции, как изменялись, развивались, как пришли к такому состоянию и т.п. Л.С. Выготский построил свою культурно-историческую теорию на основах диалектики. Он показал, как законы диалектики определяют фундаментальные законы развития и работают в применении к развитию человека, а поскольку наибольшее развитие происходит в детстве, то основное внимание Выготский и его ученики уделяли работе с детьми.
В свою очередь Николай Евгеньевич Веракса убежден, что необходимо различать диалектику, диалектическое мышление и диалектическую логику. Это три содержания, которые близки, но отличаются друг от друга. Диалектика позволяет изменить то, что кажется неоспоримым.
Ученые говорили о влиянии на развитие ребенка социальной среды. Под социальной средой подразумеваются способы взаимодействия, общения и совместной деятельности с ребенком. И чем разнообразнее та среда, в которую включен ребенок через социальную ситуацию развития, и чем она богаче, тем эффективнее развитие ребенка.
В рамках семинара ученые провели небольшой диалектический тренинг на тему: «Что такое жизнь в понимании биологии?». Слушатели активно набрасывали свои варианты диалектических противоположностей, задавали вопросы, переосмысливали услышанное и с благодарностями за «интеллектуальное наслаждение» и надеждами на новые встречи писали в чате сообщения.
Так прошли три интереснейших академических часа. Ученые были готовы продолжать дискуссировать и наметили на ближайшей встрече обсудить тему «Выготский и творчество».
В ожидании нового диалога вы можете просмотреть запись семинара от 18.01.2023.