2-3 ноября прошел Третий Всероссийский форум работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА», организованный Международной педагогической академией дошкольного образования (МПАДО) и Ассоциацией развития качества дошкольного образования (АРКАДО) при поддержке Министерства просвещения РФ, Общероссийского профсоюза образования, Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ, Союза женщин России. Форум прошел в онлайн-формате, что дало возможность неограниченному числу специалистов дошкольного образования в нашей стране и за рубежом стать его делегатами.
Тема форума: «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации» отвечает современным вызовам времени. Форум прошел на фоне ключевых изменений в российском образовании, связанных с реализацией национальных проектов, поправками в Конституцию Российской Федерации, в Закон об образовании, с актуальными направлениями государственной образовательной политики.
СТАТИСТИКА ФОРУМА
36 000 зарегистрированных участников
146 000 просмотров
Участники: представители всех 85 регионов РФ; ДНР, ЛНР, Беларуси, Казахстана, Украины
Спикеры в своих выступлениях представили разные подходы к вопросам воспитания детей дошкольного возраста.
Программа форума была представлена тремя тематическими блоками: «Гуманная педагогика», «Государство и общество – дошкольному образованию», «Наука и эффективные практики в области дошкольного воспитания»
Доклад доктора психологических наук, профессора, почетного доктора Гётеборгского университета, ректора МПАДО Н.Е.Вераксы был посвящен значению культурно-исторической теории Выготского для современного дошкольного образования. Именно идеи Выготского послужили источником для развития таких современных технологий, как голос ребенка и пространство детской реализации.
Ректор МПАДО Николай Веракса
В выступлении идеолога гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили, кандидата педагогических наук, доктора психологических наук, академика, заведующего лабораторией гуманной педагогики Московского городского педагогического университета (МГПУ), прозвучала тема принятия ребенка таким, каким он пришел в этот мир, уважения к личности каждого маленького человека и раскрытия его индивидуальности, ведь каждый ребенок – это уникальное, неповторимое явление.
Исполнительный директор форума Анна Еланская представляет аудитории Учителя учителей - Шалву Амонашвили
Заведующий Яснополянским детским садом Георгий Владимирович Калабановский продолжил тему гуманной педагогики. В атмосфере безусловного приятия воспитываются дети в детском саду, расположенном в Ясной Поляне. Здесь внимательно изучают и переосмысливают идеи педагогики Льва Толстого, которые не утратили актуальности и в наши дни. Основой взаимодействия между педагогами и воспитанниками является взаимное уважение. Педагоги выстраивают процесс воспитания с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Заведующий Яснополянским детским садом Георгий Калабановский
Маргарита Николаевна Русецкая, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, рассказала о важности развития грамотной речи ребенка с самого раннего возраста, необходимости обучения детей умению формулировать и высказывать свои мысли, без этих навыков ребенку будет крайне сложно добиться успеха в жизни.
Ректор Института имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая
Член Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, руководитель Всероссийской общественной организации «Воспитатели России» Лариса Николаевна Тутова обратила внимание участников форума на необходимость приобщения дошкольников к традиционным культурным ценностям как основе духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Это задача государственной важности».
Лариса Тутова, депутат Государственной Думы РФ
Академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместитель директора, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Психологического института РАО, лауреат Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, доктор психологических наук Александр Николаевич Веракса представил результаты лонгитюдного исследования, убедительно доказывающего, что именно в дошкольном возрасте происходит активное развитие когнитивных, эмоционально-личностных особенностей, формирование отношений ребенка со сверстниками, а от специфики образовательной среды, в которой находится ребенок, зависит его психическое развитие.
Академик РАО Александр Веракса
На какие вызовы времени и запросы общества сегодня отвечает высшая школа, какие вопросы сегодня стоят перед системой высшего образования по подготовке современных кадров для дошкольной ступени, какие проблемы решает и какими достижениями гордится сегодня ведущий педагогический вуз страны, который ровно через год отметит 150-летний юбилей, рассказала в своем выступлении «Педагогические университеты: воспитать воспитателя» Маргарита Юрьевна Парамонова, кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.
Декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Маргарита Парамонова
Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Минимулловна Дорофеева затронула острые проблемы дошкольного образования. Несмотря на то, что дошкольное детство – первая ступень в системе образования, до сих пор превалирует мнение, что роль детского сада – это присмотр и уход. Корень проблемы в том, что законы принимают люди, далекие от дошкольного образования, а воспитатели и педагоги дошкольного образования не имеют практически никакой возможности озвучить свое мнение. Эта тема была продолжена в ходе круглого стола с участием ведущих экспертов дошкольного образования 3 ноября.
Эльфия Дорофеева, президент Ассоциации развития качества дошкольного образования
Директор по развитию Всероссийской общественной организации «Союз отцов», председатель Совета отцов г. Москвы, автор проекта #крутОтец Алексей Михайлович Чегодаев поделился успешным опытом вовлечения отцов в воспитательный процесс в рамках сотрудничества с детским садом, проектами социального партнерства, способствующими формированию единой образовательной среды всех участников образовательного процесса.
Председатель Совета отцов г. Москвы Алексей Чегодаев
Историческая память – это не фигура речи, а целая философия каждого поколения. Нельзя научить ребенка любить свою малую родину и свое отечество, не объясняя поступки героев, эпохальные события. Важно, чтобы каждый маленький человек – гражданин нашей страны проникся ощущением, что и он сам – часть великой истории. Об этом говорил в своем выступлении Александр Леонидович Мясников – историк, журналист, писатель, сценарист документальных фильмов, главный редактор проекта «Исторический парк «Россия - моя история».
Александр Мясников, главный редактор проекта «Исторический парк «Россия - моя история»
С возможностями краеведения для развития дошкольников и воспитания любви к родному краю участников форума познакомила проректор МПАДО, ведущий научный сотрудник СОПС/ВАВТ МЭР РФ Ирина Ильинична Комарова.
Проректор МПАДО Ирина Комарова
В музыкальных паузах между тематическими блоками выступлений спикеров зрители заряжались позитивной энергией от выступлений воспитанников Детского музыкального театра «Домисолька» и Народного детского хореографического ансамбля имени А.Н. Филиппова «Калинка». Концертные программы были подобраны в соответствие с темой форума: это были песни и танцы народов Российской Федерации.
КРУГЛЫЙ СТОЛ
3 ноября 2021 года в рамках форума состоялся круглый стол «Роль общества и профессиональных сообществ в формировании государственной политики в области дошкольного образования».
Модератор круглого стола Каракчиева Инна Викторовна, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, заместитель директора Департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, предоставила слово экспертам в области дошкольного образования, представителям ведущих вузов страны, научно-исследовательских центров, общественных организаций.
Модератор круглого стола Инна Каракчиева (в центре), Николай Веракса, Эльфия Дорофеева
В ходе круглого стола обсуждались вопросы преемственности детского сада и школы (Н.Е. Веракса, специалист по психологии дошкольного образования, доктор психологических наук, профессор, ректор МПАДО, руководитель лаборатории психологии и педагогики способностей Института психолого-педагогических проблем РАО), разрывы в дошкольном образовании (И.И. Комарова, проректор МПАДО, ведущий научный сотрудник СОПС/ВАВТ МЭР РФ), пути преодоления проблем образования (Е.А. Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, академик РАО, директор московского Центра образования №109), заслушаны сообщения: «Система дошкольного образования: взгляд изнутри» (С.Е.Новикова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник РАНХиГС), «Нравственное развитие как отражение глобальных вызовов дошкольного образования» (Т.П.Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ), «Социальный запрос 2021: Культура. Коммуникация. Познание» (Е.П.Изотова, заведующая кафедры возрастной психологии МПГУ), «Медиаобразование: школа vs детский сад» (А.А.Демидов, старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС), «Воспитание как целенаправленная профессиональная деятельность педагога» (Н.Ф.Губанова, доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ).
В ходе обсуждения спикеры выделили несколько важных проблем, требующих решения:
1. Необходимость наращивать у воспитателей культурные компетенции.
2. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии для сокращения инвалидизации.
3. Раннее выявление социопатов.
4. Возвращение врачей в дошкольные учреждения.
5. Сопряжения планов для формирования преемственности.
Участники круглого стола «Роль общества и профессиональных сообществ в формировании государственной политики в области дошкольного образования»
Во второй части круглого стола участники заслушали сообщение Президента Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Дорофеевой Э.М. о создании Независимого общественного совета по дошкольному образованию, который даст возможность широкого общественного обсуждения и выработки профессиональных рекомендаций по ключевым вопросам дошкольного образования, что поможет влиять на качество законодательных актов в области дошкольного образования. Совет будет тесно взаимодействовать с профильными департаментами Минпросвещения РФ, Минобразования РФ, с профильными комитетами Госдумы, Совета Федерации, с Общественной палатой РФ, другими общественными и государственными структурами, заинтересованными в развитии дошкольного образования, социально ответственными СМИ.
В обсуждении приняли участие представители РАНХиГС (А.А. Демидов), ФИРО (Алиева Э. Ф. – и.о. директора института, Радионова О.Р. – заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ), АСОУ (Соломенникова О.А. – доцент кафедры дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования, Гладкова Ю.А. – заведующая кафедры дошкольной педагогики, психологии и инклюзивного образования), МГПУ (Кизимова Е.В. – помощник ректора, Парамонова М.Ю. – декан факультета дошкольного образования), МАНПО (Новикова Г.П. – академик-секретарь), Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО (Ушакова О.С.), ГБОУ г. Москвы «Школа № 109» (Ямбург Е.А. – директор), ЛОИРО (Реброва В.И. – проректор), ИРО Республики Татарстан (Латыпова Р.Э. – ведущий научный сотрудник отдела реализации программ) и другие специалисты в области ДО.
Общее мнение высказала Галина Павловна Новикова, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик-секретарь Международной академии наук педагогического образования: «Независимый общественный совет по дошкольному образованию необходим. От нас зависит, будут нас слушать или нет, а это в свою очередь зависит от того, насколько важные и нужные для общества вопросы мы будем ставить и решать».
Профессиональному сообществу предложено принять участие в опросе и всероссийском голосовании по вопросу создания Независимого общественного совета по дошкольному образованию. Итоги голосования будут объявлены общественности.
ГОЛОСОВАНИЕ НАЧАЛОСЬ 3 НОЯБРЯ И ЗАВЕРШИЛОСЬ 15 НОЯБРЯ 2021 г.
ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. ПРАКТИЧЕСКИЕ КЕЙСЫ. ВЫСТАВКА
Во втором зале форума прошли мероприятия Открытой образовательной программы, имеющие практико-ориентированное наполнение.
2 ноября специалисты и лекторы МПАДО представили лекции на тему патриотического и нравственного воспитания дошкольников и нравственно-патриотический аспект УМК инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Открылась выставка «Современное дошкольное образование». Экспоненты выставки – российские производители продукции и поставщики услуг для оснащения детского сада и создания интеллектуальной образовательной среды.
3 ноября в формате «Практические кейсы» прошел педагогический марафон «Формулы дошкольного воспитания», на котором был представлен практический опыт детских садов из разных регионов, в том числе инновационных проектных площадок МПАДО.
Модератор – Веннецкая Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, проректор МПАДО.
Открытая образовательная программа, выставка «Современное дошкольное образование» и практические кейсы педагогического марафона «Формулы дошкольного воспитания» доступны до 2 мая 2022 года. Учитывая большой интерес педагогов и воспитателей к практико-ориентированному контенту, организаторы приняли решение продлить работу второго зала на 6 месяцев. Материалы доступны по ссылкам:
https://youtu.be/sVbDykRr2zI
https://youtu.be/yzhVVxRodNg
КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
После регистрации педагоги могли воспользоваться дополнительной опцией: пройти курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание и формирование традиционных ценностей у детей дошкольного возраста» в объеме 36 ак. часов, разработанный специально для участников форума специалистами МПАДО и МПГУ.
МАТЕРИАЛЫ ФОРУМА В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ РАЗМЕЩЕНЫ НА YOUTUBE
02 ноября зал №1 https://youtu.be/Wq_MoYF3ZLI
02 ноября зал №2 https://youtu.be/sVbDykRr2zI
03 ноября зал №1 https://youtu.be/9PzR0AU9mqQ
03 ноября зал №2 https://youtu.be/yzhVVxRodNg
ПАРТНЕРЫ ФОРУМА «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 3.0»
Генеральный партнер
Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»
Партнеры форума
BONDIBON – развивающие, обучающие и дидактические игры; издательство МОЗАИКА kids; интернет-магазин развивающих книг и игрушек «Школа Семи Гномов»; издательство «АЙРИС-пресс»; компания «Развивающие игры Воскобовича»; ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» издательства «Русское слово»; издательство «Творческий Центр Сфера»; издательство «Академкнига/Учебник»; компания «Active Education» («Твои образовательные решения»); Киржачская типография; «Классный журнал» и «ПониМашка» – развивающие журналы для детей.
Подарки от партнеров стали очень приятным сюрпризом и хорошей профессиональной поддержкой для 99 обладателей призов: это бесплатные курсы повышения квалификации, скидки на продукцию до 30%.
А детские развивающие периодические издания «ПониМашка» и «Классный журнал» подарили всем участникам бесплатную подписку на 3 месяца!
Стратегические партнеры
Российский комитет Всемирной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕП) под эгидой ЮНЕСКО (ОМЕР), Россиийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Московский педагогический государственный университет (МПГУ).
ОТЗЫВЫ О ФОРУМЕ
Начальная школа - детский сад Моршанского района
Огромное спасибо организаторам, спикерам форума «Ориентиры детства» за такое важное мероприятие, за показ ярких приёмов успешной воспитательной работы, за опыт, которым они делятся с педагогами страны. Благодарю за возможность пополнить свою педагогическую копилку знаний. Творческих вам успехов!
Ольга Ковбас, МКДОУ д/с №6 Иркутская область, Черемховский район, р.п. Михайловка
Огромное спасибо организаторам и спикерам форума за содержательные выступления! Участвовала первый раз, получила огромное удовольствие, много полезной и нужной информации. Много идей взяла себе в педагогическую копилку. Было интересно, и время пролетело незаметно. Потрясающий форум!
Любовь Карпова, МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №175», Казань
С огромным удовольствием провела два дня в работе Форума. Впечатлил большой охват проблем и противоречий, существующих в дошкольном образовании по всей стране, услышали боль педагогов, порадовало желание решать существующие проблемы. Молодые педагоги бегут из дошкольного образования, специалисты вынуждены их заменять в группе в ущерб коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Нужны срочные решения, выводы, помощь. Форум нужен. Педагогам нужно давать возможность высказываться.
Валентина Ус, МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 327, г. Донецк, ДНР
Спасибо большое за интересное, информативное и очень нужное мероприятие, как Форум «Ориентиры Детства». С огромным удовольствием смотрю и слушаю, открываю для себя много нового. Хочется отметить работу спикеров, которым благодарна за неисчерпаемый опыт, которым они делятся с нами. Спасибо всем организаторам.
Наталья Варечкина, ГБОУ Школа №1601, г. Москва
Спасибо Вам огромное за такой крутой форум!!! я вновь вдохновлена своей любимой работой!
Валентина Харламова, МБДОУ детский сад № 5, Сахалинская область
Спасибо большое за обширное и информативное мероприятие, как Форум «Ориентиры Детства» Всегда смотрю и слушаю его с интересом, открываю для себя много нового. Хочется отметить работу спикеров, которые подробно и интересно, что немаловажно, доносят свой опыт работы до нас - слушателей. Желаю творческих успехов и неиссякаемого энтузиазма в работе Вам, а также организаторам такого масштабного мероприятия!
Раисат Закарьяева, МКДОУ «Детский сад с. Кадиркент»
Большое СПАСИБО организаторам и спикерам форума за такое важное мероприятие для всего дошкольного образования в России. Педагоги дошкольного образования достойны большего! Хочется больше времени тратить на творчество и интересную работу с детьми.
Елена Назарова, ГБОУ Школа N17, г. Москва
Огромное спасибо организаторам и спикерам. С каждым годом форум становится все интереснее, где как мне кажется, ответы на свои вопросы нашел каждый присутствующий. Благодаря таким людям есть уверенность, что дошкольное образование в надежных руках!
Татьяна Присяжная, МБДОУ №32, Донецк, ДНР
Спасибо организаторам форума за предоставленную возможность пополнить педагогическую копилку профессиональными знаниями воспитания детей дошкольного возраста. Мы рады интеграции в образовательное пространство России! Свежих идей и продуктивной работы всем!
Елена Добытко, МДОУ «Детский сад № 124», г. Ярославль
Большое СПАСИБО организаторам и спикерам форума за такое важное мероприятие для всего дошкольного образования в России. Педагоги дошкольного образования достойны большего! Хочется больше времени тратить на творчество и интересную работу с детьми...
Татьяна Таран, учитель-логопед МБДОУ Д/С №56 г.Новочеркасска Ростовской области
Хочу сказать огромное спасибо организаторам, спикерам форума «Ориентиры детства» за прекрасно организованное мероприятие. Получила много положительных эмоций от услышанного и увиденного. Освежила имеющиеся знания и получила новые. Очень довольна тем, что поднимают проблемы наших воспитателей, за это отдельное спасибо!
Для информации. О ФОРУМЕ «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА»
- Первый Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства» прошел в 2018 году. На форуме был принят «Манифест воспитателей России», в котором сообщество педагогов впервые отразило свой взгляд на важнейшие проблемы дошкольного образования и сформулировало конкретный запрос к власти и обществу. Манифест был опубликован в СМИ и на сайте Министерства просвещения РФ.
- В 2019 году по итогам Второго форума было сформировано и подписано 5647 участниками Обращение воспитателей России к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, в котором были перечислены 12 насущных проблем дошкольной системы образования.
- Третий форум прошел 2-3 ноября 2021 года. Тема форума: «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации». На форуме было выдвинуто предложение создать Независимый открытый общественный совет по дошкольному образованию. Совет будет тесно взаимодействовать с профильными департаментами Минпросвещения РФ, Минобразования РФ, с профильными комитетами Госдумы, Совета Федерации, Общественной палаты РФ, с другими общественными и государственными структурами, заинтересованными в развитии дошкольного образования, социально ответственные СМИ.