Главное книжное событие года уже вошло в историю. Пока организаторы подсчитывают число посетителей, формируют графики пиков активностей, фиксируют число книжных премьер и рекорды продаж, посетители прокручивают в голове собственную видеофиксацию событий, улыбаются воспоминаниям о встречах с любимыми и с новыми авторами, впечатлениям о прекрасных театральных и концертных представлениях, подпитываются накопленными позитивными эмоциями и, как новогодний подарок, в предвкушении чуда вскрывают одну за одной целлофан индивидуальной упаковки новой книги…
Это уже традиция: все, что говорится о фестивале «Красная площадь», неизменно сопровождается наречием «более». Более 400 издательств России и Белоруссии привезли на большой книжный праздник более 100 000 книг. Организаторы задумали и провели на 14 фестивальных площадках более 600 событий: от дискуссий и презентаций новинок до мастер-классов и автограф-сессий, от выступлений звездных музыкантов до литературных постановок и спектаклей, от церемоний награждения лауреатов и победителей творческих конкурсов до розыгрышей призов. Все это вместе – большой праздник; событие, которое нельзя пропустить ни взрослым, ни детям, даже самым маленьким. Ведь им на фестивале традиционно посвящена особая программа, для них издатели выбрали и напечатали лучшие книги, а художники проиллюстрировали их чудесными картинками; для маленьких ценителей прекрасного на Большой и Малой сценах устраивают представления, а на специально оборудованных площадках проходят мастер-классы.
В это же время взрослые на протяжении 4 дней с 10 до 22 часов обсуждали на площадке №4, а точнее – на Детской сцене весь спектр тем, связанных с детским чтением и преодолением проблем «нечтения»; говорили о том, как научить детей складывать слова и переводить их в смыслы. Со своей аудиторией встречались, делились эмоциями, планами и, конечно, новыми книгами писатели, поэты, художники, издатели. Литературные критики, педагоги, психологи, родители обсуждали тему, что с современными детьми надо говорить на новом, современном языке, и в то же время соглашались, что есть книги, которые уже более 200 лет не требуют перевода на «современный детский», потому что понятны и любимы. Главные из них - сказки Александра Сергеевича Пушкина, которые всегда в первых строках всех рейтингов: и издателей, и библиотек, и книжных магазинов, и детских садов, и родительских предпочтений, и самих детей.
Об исключительной значимости литературы в становлении личности ребенка второй год на площадке «Красной площади» по инициативе Международной педагогической академии дошкольного образования говорят специалисты и родители. В 2025 году темой этой встречи стал «Разговор о важном в детском саду».
Открывая дискуссию, модератор Эльфия Дорофеева, директор по инновациям Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО), генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» настроила участников на размышления о традициях в формировании внутреннего мира ребенка с учетом особенной специфики дошкольного возраста и подчеркнула: «Если в школе воспитание идет вслед за обучением, то в дошколке воспитание – это основа всего». Поэтому и разговоры о важном для детей следует выстраивать очень обдуманно, подходить к этому творчески, опираться на методики и доверять своему профессиональному чувству.
Эту мысль поддержала Елена Тверская, заведующая белгородского детского сада №53, обратившая внимание аудитории на то, что дети в этом возрасте смотрят на взрослых, подражают взрослым, все чувствуют и хорошо понимают. По мнению педагога-практика, содержание «Разговоров о важном» это прежде всего тема патриотизма, взаимопомощи, поддержки друг друга, уважения друг другу, к старшему поколению.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребёнка НИИ урбанистики и глобального развития МГПУ Евгений Крашенинников в своем выступлении сделал акцент на том, что взрослые должны хорошо понимать, что ребёнок живёт в мире наглядности, в мире «здесь и сейчас», и исходить из этой данности, выстраивая и продумывая разговор на важную тему. «Для дошкольника не существует будущего. Разговоры о том, что «через двадцать лет ты будешь таким-то», для него ничего не значат. Он просто не может представить, что такое двадцать лет. Для него нет и прошлого — того, что было раньше. Он не понимает, что значит «раньше было так, а теперь по-другому». И всё, что выходит за рамки его личного опыта, тоже не имеет смысла. Это очень важная особенность детской психологии: ребёнок устроен именно так».
К разговору подключается Раиса Чумичёва - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, которая считает важным обратить внимание взрослых на то, что у дошкольника доминирует эмоциональная память: «Это память на чувства, переживания, которые определяют наш внутренний вектор в будущее. Именно через эмоции формируется связь с окружающим миром». Ее рекомендации о том, как воспитывать в дошкольнике основы гражданственности, основаны на собственных исследованиях: «Если мы хотим, чтобы ребёнок любил Родину, нужно сначала научить его ценить семью… Ценность семьи не только в том, что тебя родили, но и в том, что тебя защитили, вырастили, дали возможность развиваться… Родина похожа на семью, потому что это тоже род, место, где ты родился». По мнению педагога и ученого, важно научить ребенка понимать ценность благодарности, отдачи, побудить совершить добрый поступок, сделать что-то значимое: именно в этом заключается начало настоящего воспитания личности и формирования духовно-нравственных основ.
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Это четверостишие Владимира Высоцкого можно поставить эпиграфом к выступлению доктора психологических наук, профессора МГУ, ректора Международной педагогической академии дошкольного образования Николая Вераксы, который, рассуждая о том, как воспитать гражданина своей страны, расставил такие акценты: «…ребёнок должен понять, что именно он, со своей неповторимой индивидуальностью и особенностями, важен и нужен своему ближайшему окружению и всей стране. Если он это понимает, важно, чтобы он что-то сделал для этого окружения — не просто понял, а совершил какой-то поступок. И то, что он сделал, должно быть полезным. И тогда этот ребенок будет решать самые важные и сложные вопросы. Получать образование и работать для страны, а если он нужен, то он и пойдет ее защищать». Профессор считает, что для этого нам, взрослым, необходимо создать и поддерживать особое образовательное пространство.
Алексей Чегодаев, директор по развитию Фонда поддержки семьи и семейных ценностей «Отцовство» и межрегиональной общественной организации «Союз Отцов», автор медийно-игрового проекта #крутОтец и акселератор лидеров отцовских проектов #СтартПап, поделился своим опытом и идеями о том, какие инструменты воспитания являются недооцененными и требуют внимания: речь о важности участия родителей, и особенно пап, в жизни образовательной организации, в воспитательном процессе: «Они хотят быть хорошими отцами, но не знают, как это сделать». Спикер выразил свое мнение и как общественный деятель, и как отец ученика начальных классов, осознанием, что в школу ребенок должен прийти с четким пониманием, что такое добро, что такое зло, что такое честь и дружба. К прекрасной инициативе «Разговоры о важном» в детском саду обязательно должны подключаться родители, и «было бы здорово, чтобы в каждой группе появлялись активные папы, которые вовлекали и других отцов, объясняли вроде бы простые истины, выступали экспертами в разных вопросах. Кто-то из них инженеры, кто-то медики, врачи, изобретатели, и они как раз помогают осветить детям разные вопросы с использованием своего опыта. Я считаю, что вот как раз огромный и пока нереализованный потенциал родителей, и отцов в частности, должен быть опорой для воспитателей в общении с детьми».
На встрече выступили также приглашенные эксперты, которые высказали свое мнение по вопросам воспитания и форматов разговоров о важном с позиции государства.
Анна Лияскина, к.п.н., доцент кафедры теории и методики ДО факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, Ольга Никифорова, к.п.н., доцент кафедры теории и методики ДО факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, Анастасия Савина, руководитель отдела экспертизы Института изучения детства, семьи и воспитания, подтвердили, что для государства нравственное и патриотическое воспитание является очень важным и актуальным, потому что именно в дошкольном возрасте идет формирование личности ребенка, моральных установок.
Среди базовых традиционных нравственных ценностей эксперты назвали любовь к близким, к Родине, уважение к старшим, к окружающему миру, формирование таких качеств, как ответственность, патриотизм. В этой связи особая роль отводится «Разговорам о важном», которые адаптируются на детей дошкольного возраста и на родителей, которым отводится в этом процессе особая роль. Благодаря их активному участию создается единое образовательное пространство между детским садом и семьей.
Подводя итоги мероприятия, модератор Эльфия Дорофеева поблагодарила участников за откровенную, искреннюю, честную профессиональную и человеческую позицию, активность в ходе разговора, и отметила, что эта встреча – только начало большого и важного разговора, который продолжится в более широком формате на Всероссийском форуме работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0». Спикер отметила, что сегодня дошкольное образование переживает переломный момент, и призвала всех педагогов и специалистов, родителей обсудить и найти ответы на вопросы, как выстраивать воспитательную работу с детьми, чтобы они росли патриотами, гражданами, социально ответственными личностями, наделенными креативными и творческими способностями, на Всероссийском форуме работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0», который пройдет 9-10 августа 2025 года в 57-м павильоне ВДНХ. Вход свободный, по предварительной регистрации на сайте МПАДО.
Накануне этого события, 5 июня 2025 года, прошло заседание Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России, на котором президент Владимир Путин предложил по аналогии с Пушкинской ввести детскую книжную карту с номиналом 3000 рублей для детей от 3 до 6 лет. Определен старт акции – это 2026 год, а вот название еще обсуждается. Рассматриваются варианты: «Золотой ключик», «Карта Чуковского» и несколько других. Пока эксперты только приступили к подготовке списка книг, которые можно будет приобрести по этой карте, сообщаем читателям о том, что, по информации Ассоциации книгораспространителей, в числе самых издаваемых авторов детской литературы вместе с Александром Пушкиным стоят Корней Чуковский, Елена Ульева, Астрид Линдгрен, Александр Волков, Николай Носов, Эдуард Успенский, Холли Вебб, Ханс Кристиан Андерсен, Виктор Драгунский, Агния Барто, Лев Толстой, Анна Купырина, Ирина Гурина, Шарль Перро, Роб Скоттон, Андрей Усачёв, Григорий Остер, Самуил Маршак, Виталий Бианки.
Уважение и любовь – классикам литературы, большая благодарность фестивалю «Красная площадь» - месту силы, где раздвигаются горизонты и открывается дверь в мир мечты, фантазии, творчества, новых знаний. Месту книжных премьер и празднику, дарящему новые яркие эмоции.
Читайте книги, дарите книги, любите книги!
Текст: Анна Еланская
Фото: из архива МПАДО, с сайта XI Книжного фестиваля «Красная площадь»