В своем открывающем слове ректор университета Иван Лобанов подчеркнул важность сотрудничества с сетью кафедр ЮНЕСКО, отметив, что университет активно участвует в международных образовательных инициативах и научных проектах, направленных на устойчивое развитие общества. Он отметил, что кафедры ЮНЕСКО на протяжении многих лет аккумулируют лучшие практики и знания экспертов, проводя уникальные исследования, имеющие общечеловеческую значимость.
В рамках пленарного заседания «Лучшие практики в работе кафедр ЮНЕСКО» руководители кафедр поделились успешными проектами и гуманитарными инициативами. В частности, ректор МПАДО Николай Веракса представил опыт проведения международных и всероссийских конференций и форумов, таких как «Воспитание и обучение детей младшего возраста», «Ребенок в цифровом мире» и «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА». Он анонсировал предстоящие мероприятия, включая V Международный форум «Ребенок в цифровом мире» и Всероссийский форум работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0». В рамках Форума «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА 5.0» кафедра МПАДО инициировала заседание круглого стола кафедр ЮНЕСКО на тему «Обучение и развитие детей в цифровую эпоху». И будет рада видеть на этом заседании всех участников Конгресса.
Кроме того, кафедра МПАДО реализует просветительский проект, посвященный культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и современному дошкольному образованию, совместно с Университетом Монаш (Австралия). В рамках сотрудничества также выпущены книги и проведены совместные исследования, результаты которых находят отражение в публикациях.
На пленарном заседании также были представлены проекты в области сохранения культурного и исторического наследия, защиты природы, устойчивого развития территорий, поддержки коренных народов, продвижения русского языка и культуры за рубежом, в частности в странах Азии и Африки. Кроме того, обсуждались проекты по созданию ресурсосберегающих технологий, сохранение авторских прав, смежные, культурные и информационные права, делились результатами изучения глобальных проблем и возникающих социальных и этических вызовов для больших городов и населения. Обсуждались идеи по оптимизации взаимодействия между кафедрами ЮНЕСКО и направлениям междисциплинарных исследований.
Конгресс стал значимой платформой для обмена опытом и выработки новых принципов координационной деятельности кафедр ЮНЕСКО, что, безусловно, поспособствует развитию образования и науки в России.